Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)
Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)
Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)
Наверное, любому человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений, свойствен поиск
некоего пристанища в этом безграничном пространстве, огромной частью которого является религия. Духовно-религиозные искания для людей творческих — это знак,
которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг.
Герои большинства произведений М. А. Булгакова реалистичны и современны автору. Фантастико-историческо-аллегорический роман
«Мастер и Маргарита» дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора. Введение плана исторического (Пилат и Иешуа) позволяет писателю (и
читателю) размышлять о проблемах выбора, ответственности и наказания и, главное, переосмысливает Евангельскую историю. Введение в реальную
современность фантастико-метафизических героев (Воланд и его свита) дает толчок к поиску Истины Мастеру, Маргарите и Ивану Бездомному. Еще одна линия исканий
связана с «вечной любовью» Мастера и Маргариты.
Герои ищущие — это Пилат, Мастер, Маргарита и отчасти Иван Бездомный. Маргарита и Иван менее первых, ибо для Маргариты
главное приобретается после встречи с Мастером, а Иван, идущий к истине не самостоятельно, а ведомый страшными чудесами и случайными встречами, не познает
ее до конца. Нужно отметить, что между Пилатом и Мастером устанавливаются дополнительные отношения Творца и творения, поскольку для данного произведения Пилат является
еще и героем романа Мастера. Поэтому наибольшая смысловая нагрузка именно на нем.
Библейский Пилат после осуждения Христа на казнь умыл руки, показав тем самым, что за кровь Христа ответствен не он, а
иудеи. Пилат булгаковский ответственности за смерть Иешуа снять со своей души не смог. Но дело здесь даже не в крови невинного. Пилат увидел в подсудимом
свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа — он ею не воспользовался и потому ответствен за свой
выбор и наказан за него бессмертием.
Булгаков переосмысливает Библейский сюжет не только на примере Пилата. У него другой Христос, не Богочеловек, а всего
лишь Тот, Кто знает и несет Истину. Его образ лишен чудесного, в отличие от Во ланд а, который является в романе не абсолютным Злом, но карающим мечом правосудия,
прокладывающим дорогу к познанию Истины.
Искания Мастера — это искания всякого писателя, равно как и любого творческого человека. Он проходит испытания главным в его жизни
— романом и любовью, — не выдерживая, кажется, даже второго, потому что не выдерживает первого, сжигая рукопись. Но для Булгакова важно, что «рукописи не
горят» и «вечная любовь» существует, потому что есть надземная, Высшая сила, которая спасает книгу и дарует Мастеру счастье с любимой женщиной, ибо,
написав свой роман, Мастер заранее заплатил за все.
Перераспределяется у Булгакова соотношение Света и Тьмы на земле, в частности в России. В основной массе человеческая
натура столь нелицеприятна, что сам Сатана становится пророком Истины. Царство бездуховности и лжи на земле — эта мысль проходит через весь роман.
«Каждый получает то, что выстрадал», — так можно трактовать финал романа. «Прощенный в ночь на воскресенье... жестокий
пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат» уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. «Кто-то» отпустил «на свободу Мастера», даровав ему и Маргарите
не Небесный, но его собственный и Маргариты рай — полное спокойствие. Иван Бездомный, став профессором философии и истории без псевдонима, знает то, что
он хочет знать, мучаясь и сомневаясь лишь в дни полнолуния. А для самого Булгакова «рукописи» по-прежнему «не горят». Эта главная истина для писателя
проверена временем на примере его произведений.