Русская
классическая литература XIX века утверждала высшие духовные нравственные
ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром. Пожалуй, есть
какая-то закономерность в том, что ее достижение часто оказывается невозможным
для дворян-интеллигентов. Обладая многими замечательными качествами, они в силу
своего привилегированного положения и воспитания обречены на трагический разрыв
с вековыми национальными традициями, заложенными в русском народе. Поэтому в
однообразных светских удовольствиях проходит жизнь умного, критически мыслящего
Онегина, рождая ощущение пустоты и скуки. Растрачивает на пустяки свои богатые
душевные силы Печорин. По-моему, Толстой обращается в "Войне и мире"
к эпохе 1812 года не случайно. Ведь это страшное бедствие, обрушившееся на
Россию, смогло до основания потрясти русских людей разных сословий, заставить
их по-новому осмыслить окружающую жизнь, понять и почувствовать, что в ней
является самым ценным и дорогим. Именно война могла свести в одном окопе или
плену дворянина и мужика, объединенных общей целью спасения отечества. То есть
сама героическая эпоха 1812 года дает герою-интеллигенту шанс прийти к полному
согласию с жизнью, найти ее высший смысл.
Эта тема
находит наиболее полное выражение в образе Пьера Безухова, который дается
автором в динамике эволюции. Прослеживая путь своего героя. Толстой показывает,
как меняется его характер, формируется мировоззрение передового человека эпохи
— патриота, декабриста. В начале романа Пьер — толстый, массивный молодой
человек с умным, робким и наблюдательным взглядом, отличающим его от остальных
посетителей гостиной. Недавно приехав из-за границы, этот незаконный сын графа
Безухова выделяется в великосветском салоне своей естественностью, искренностью
и простотой. Он мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию. Например, он
ведет беспорядочную, разгульную жизнь, участвуя в кутежах и бесчинствах светской
молодежи, хотя прекрасно понимает пустоту и никчемность подобного
времяпрепровождения. Наивность и доверчивость Пьера, неумение разбираться в
людях заставляют его совершить ряд жизненных ошибок, из которых самой серьезной
является женитьба на глупой и циничной красавице Элен Курагиной. Этим
необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на возможное личное
счастье. Разъехавшись с женой и отдав ей значительную долю своего состояния, он
стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.
Толстой
заставляет героя пройти тяжелый путь потерь, ошибок, заблуждений и исканий.
Сблизившись с масонами, Пьер пытается найти смысл жизни в религиозной истине.
Масонство дало герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды,
и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Но
эти идеи слишком отвлеченны, лишены конкретных черт. Пьера не могут
удовлетворить таинственные, мистические обряды и возвышенные беседы о добре и
зле. Он хочет найти поле деятельности, чтобы воплотить справедливые и гуманные
идеи в конкретное полезное дело. Поэтому Безухов начинает, как и Андрей,
заниматься благоустройством своих крепостных. Все предпринятые им меры
проникнуты сочувствием к угнетенному крестьянству. Пьер заботится о том, чтобы
наказания применялись только увещательные, а не телесные, чтобы мужики не были
отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы,
приюты и школы. Но все благие намерения Пьера так и остались намерениями.
Почему же, желая помочь крестьянам, он не смог сделать этого? Ответ прост.
Воплотить добрые начинания в жизнь помешали молодому гуманному помещику его
наивность, отсутствие практического опыта, незнание реальной действительности.
Глупый, но хитрый главноуправляющий легко обводил вокруг пальца умного и
интеллигентного барина, создавая видимость точного исполнения его распоряжений.
Окончательно
разочаровавшись в масонстве, Пьер попадает в жизненный тупик и погружается в
состояние безысходной тоски и отчаяния. Испытывая сильную потребность в высокой
благородной деятельности, ощущая в себе богатые силы, Пьер тем не менее не
видит цели и смысла жизни. Найти выход из этого состояния разлада с самим собой
и окружающим миром помогает герою Отечественная война 1812 года, общий патриотизм
которой захватил его. Не будучи боевым офицером, как Андрей Болконский, Пьер
по-своему выразил свою любовь к отечеству: он сформировал на свои средства полк
и взял его на обеспечение, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона как
главного виновника народных бедствий. Именно здесь, в занятой французами
столице, в полной мере раскрылась самоотверженная доброта Пьера. Видя
беспомощных людей во власти бесчинствующих французских солдат, он не может
оставаться пассивным свидетелем многочисленных человеческих драм,
разворачивающихся перед его глазами. Не думая о собственной безопасности, Пьер
защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка.
На его глазах бесчинствуют представители самой культурной и цивилизованной
нации, творятся насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах,
которых они не совершали. Эти жуткие и тягостные впечатления усугубляются
обстановкой плена. Но самым страшным для героя оказываются не голод и
несвобода, а крушение веры в справедливое устройство мира, в человека и Бога.
Но в убогом бараке происходит его встреча с мужиком Платоном Каратаевым,
сближение с простыми людьми. Круглый ласковый солдатик совершает настоящее
чудо, заставляя Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро,
любовь, справедливость. Общение с Каратаевым вызывает в герое ощущение покоя и
уюта. Его исстрадавшаяся душа отогревается под влиянием сердечности и участия
простого русского человека. Платон Каратаев обладает каким-то особым даром
любви, чувством кровной связи со всеми людьми. Его мудрость, поразившая Пьера,
заключается в том, что он живет в полном согласии со всем земным, как бы
растворяясь в нем.
В душе Безухова
происходит перелом, который означает принятие жизнелюбивого взгляда на мир
Платона Каратаева. Но ощущение полной гармонии для такого умного и пытливого
человека, как Пьер, невозможно без участия в конкретной полезной деятельности,
направленной на достижение высокой цели — той самой гармонии, которая не может
существовать в стране, где народ находится на положении раба. Поэтому Пьер
закономерно приходит к декабризму, вступая в тайное общество, чтобы вести
борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека. Эта
борьба становится смыслом его жизни, но не делает его фанатиком, который ради
идеи сознательно отказывается от радостей бытия. Мы видим в финале романа
счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена,
который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в
"Войне и мире" духовной гармонии с миром и собой. Он проходит до
конца трудный путь поисков смысла жизни и находит его, становясь передовым,
прогрессивным человеком своей эпохи.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/