"Горе от
ума" - одно из самых злободневных произведений русской драматургии,
блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни. Проблемы,
поставленные в "Горе от ума", продолжали волновать русскую
общественную мысль и русскую литературу много лет спустя. Комедия "Горе от
ума" - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях
обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в
произведении важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи:
вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о
взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о воспитании дворянской
молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в
общественной жизни, о деятельности тайных политических обществ, проблемы долга,
чести и достоинства человека. Как подлинно великий художник, Грибоедов отразил
в "Горе от ума" существенные стороны действительности своего времени,
целой большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения. Срывая всякие
маски, с огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик
дворянско-крепостнического общества. Колорит времени, который все же отличался
от последующего, николаевского, показан в сценах с Репетиловым и имеет очень
большое значение для понимания идейного замысла комедии и уяснения политической
обстановки, сложившейся в период формирования идей декабристов.
Репетилов
появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова.
Грибоедов в "Горе от ума" дает говорящие фамилии многим персонажам, и
Репетилов не является исключением, так как в переводе с французского его
фамилия означает "повторять". Тем самым автор подчеркивает, что
Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая
в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия,
задавая тон в значительнй части явлений. Около него останавливаются
разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с
Репетиловым до Чацкого доходит сплетня о сумашествии. Ни один из героев
"Горе от ума" не высказывается так
полно, как
Репетилов.
Едва появившись
на сцене, Репетилов тотчас же громогласно представляется участником
"секретнейшего союза", перечисляя темы, которые служат в этом
"союзе" материалом для споров. Это действительно темы важные, за
каждой из них - программные положения декабристов: о камере, то есть о
парламенте, о палатах народных представителей, которые являются первейшими
признаками конституционного правления; о присяжных - о приводившихся к присяге
лицах, заседавших в суде, то есть о демократической форме судебных заседаний; о
государственном деле - из контекста явствует, что речь идет о революционном
перевороте. Значит, Репетилов и его приятели представляют в комедии
декабристов? Однако Грибоедовым Репетилов показан шутом и пустым прощелыгой.
Разве мог автор, глубоко убежденный в правильности идей декабристов,
изобразить
людей, искренне желавших духовного возрождения России, плутами и пустомелями?
Конечно же, нет. Иначе это была бы злая ирония на декабритов, да и на самого
Грибоедова! Но тогда для чего же введен в комедию этоп персонаж?
На самом деле
образ Репетилова в сопоставлении с образом Чачкого свидетельствует о глубоком
понимании писателем того различия, которое существовало между действительно
передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и тем
либерализмом и политическим приспособленчеством, ярким выражением которого
является Репетилов. В эпоху Александра I многие сочувствовали либеральному
движению не в силу своих идейных убеждений и благородных стремлений, а
потому, что в
дворянском обществе царила мода на либерализм. Используя это, многие
"либералы" делали неплохую служебную карьеру.
Как известно,
Александр I не решался начать явное преследование декабристских организаций и
считал вполне "в духе времени" разные кружки, заводившиеся в
обстановке клубов. В этих много и туманно рассуждали на "либеральные"
темы, подобно тому, как это изобразил в своем рассказе Репетилов.
Вместе с
Репетиловым в комедию врывается тьма людей, - так колоритно описаны Репетиловым
его знакомые: от князя Григория до барона фон Клоца. Свой рассказ о членах
"секретнейшего общества" Репетилов начинает с князя Григория. Князь
был одним из тех оригиналов-англофилов, которые заметно выделялись в обществе в
эпоху всеобщей приверженности к французским модам: "… век с англичанами,
вся английская складка, и так же он сквозь зубы говорит, и так же коротко
обстрижен для порядка…"
"Другой -
Варкуев Евдоким.", - говорит далее Репетилов. Личнсть этого персонажа
характеризукт его любимая ария: "А! Нон лашьяр ми, но, но, но" Эта
ария из оперы Галуппи, которая не пользовалась широким успехом у серьезных
ценителей музыки уже в середине XVIII века. А к 1820-ым годам она тем более
устарела. И упоминание этойарии как любимой вносит комический оттенок в образ
"либерального" героя, "прогрессиста" каким его представляет
Чацкому в своем рассказе Репетилов.
В своем монологе
Репетилов упоминает о двух братьях, тоже являющихся членами "секретнейшего
союза": "Левон и Боринька, чуднейшие ребята! О них не знаешь, что
сказать", - он не может сказать большего потому, что таких людей,
обывателей, которые неприметны в обществе, много. Но для самодержавия, для
крепостного строя эти люди на вес золота. Они никогда не скажут нового слова,
никогда не сделают поступка, заставившего бы усомниться в нравственных
ценностях общества. Удушьев занимает в речи Репетилова центральное место. Рассказчик
рекомендует его как "гения". Удушьев пишет какие-то
"сочинения" и печатает их в журнале. Но его статьи, пожалуй, кроме
лжи и легкомыслия, ничего не содержат. Комическое впечатление о нем составляет
неловко употребленная Репетиловым пословица: "Мы его на черный день
пасем", - тем самым он предрекает приятелю роль жертвы. Каламбурное
использование пословиц вообще нередкий прием "Горе от ума". В образе
Ипполита Маркелыча собраны основные качества членов "секретнейшего
союза". Он и "ночной разбойник", и "крепко на руку не
чист".
Таким образом,
все чнены этого "союза", обсуждающие, пусть и невсерьез, проблемы
переустройства общества, полагают, что "умный человек не может быть не
плутом". Конечно же, эти убеждения резко отличались от убеждений
декабристов. Декабристы свои таланты оддали на благо родине, а не растратили их
в погоне за наградами, за чинами, за личным благополучием.
В рассказе о
членах клуба, своих приятелях, Репетилов не забыл упомянуть и о себе. Как
обычно для поэтики "Горя от ума", в речи Репетилова сатирически
оттеняется яркое противоречие между тем, что рассказно, и тем, как рассказано.
Если первое - колоритная картина жизни, то второе - материал для характеристики
персонажа. Репетилов рассказывает о своей службе:
По штатской я
служил тогда,
Барон фон Клоц
в министры метил,
А я -
К нему в зятья.
Внесценический
персонаж барон фон Клоц - типичная фигура высшей российской бюрократии,
вербовавшейся зачастую из иностранцевв. Они были чужды стране, иногда даже не
понимали ее языка, своеобразия Русской культуры. Грибоедов в воем произведении
дает характеристику большинству иностранцев, состоявших на службе у императора.
"Клощ" в переводе с
немецкого
означает "дубина, чурбан". И такие люди становились министрами,
проводили свою жизнь в праздности, жили за
счет русского
народа! Это было особенно больно видеть декабристам и Грибоедову.
Репетилов также
хотел стать министром, продвигаться по службе с помощью своего тестя, но
прогорел: "приданого взял - шиш, по службе - ничего". В разговоре
промелькнула характерная черта того времени. Он признается, что много денег
проиграл в карты, скорее всего, специально, своей будущей родне. А дворяне
проигрывали не только деньги, но и крепостные семьи, людей. Репетилов говорит о
построенном им доме на Фонтанке. В 1820-ые годы Фонтанка действительно
застраивалась домами знатных богатых дворян. Однако повествование в полной мере
обнажает природу его либерализма: он буквально поставил на карту все, что имел,
чтобы вылезти в чины, и не преуспел в этом. Именно поэтому он и не доволен, не
прочь покритиковать государственную власть. Репетилов замечает, что секретати
барона фон Клоца "все хамы, все продыжны". Тем
самым он
намекает на взяточничество и казнокрадство, которые царили в то время. Это
приносило огромный ущерб всей государственной системе.
В образе
Репетилова пародийно отражены судьба и характер Чацкого, вплоть до отдельных
деталей. И появление, и исчезновение Репетилова со сцены пародийно
соответствуют тому, как врывается на сцену и покидает ее Чацкий. Таким образом,
автор вводио в "Горе от ума" трагикомическое противостояние героя -
идеолога и его шутливой копии.
Репетиловщина,
бывшая вполне в духе времени, являясь, по существу, лишь посрамлением идей в
устах никчемного крикуна, каков был сам Репетилов, все же представляет
"свободу слова". В таком виде она была вполне терпима правительством
и даже служила лицемерной вывеской, прикрывавшей духовную пустоту и палочный
режим. В комедии с достаточной яркостью и силой показано то глубокое
отвращение, какое вызывала эта клубная болтовня у мыслящего вольнодумца
Чацкого. Репетиловщина - это показной либерализм, пустое фразерство, столь ярко
выраженное в знаменитых словах Репетилова: "Шумим, братец, шумим…", -
на что Чацкий отвечает: "Шумите, да и только?" В пьесе Грибоедов заглянул
далеко за горизонты своей эпохи. Русская реалистическая литература всегда
обращалась к коренным вопросам жизни. И первой в этом ряду классических
произведений стоит комедия "Горе от ума". В ней ярко воплощены
существенные стороны действительности, основные ее противоречия и конфликты,
раскрыт образ положительного героя, новатора своего времени, показана личная
жизнь человека в ее связях с общественно-политической действительностью.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/