Детектив
- жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ в.
Основоположники детектива - Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение
этого жанра имело место в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему
детектив именно в ХХ в. получил такое распространение? По-видимому, главный
элемент детектива как жанра заключается в наличии в нем главного героя -
сыщикадетектива (как првило, частного), который раскрывает (detects) преступление.
Главное содержание детектива составляет, таким образом, поиск истины. А именно
понятие истины претерпело в начале ХХ в. ряд изменений. Истина в аналитической
философии не похожа на истину, как ее понимали представители американского
прагматизма или французского экзистенциализма.
Соответственно
в истории детектива можно выделить три разновидности. Первой хронологически был
аналитический детектив, связанный непосредственно с гениальными умами Шерлока
Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский детектив - его особенностью
было то, что действие могло и чаще всего происходило в одном месте; часто этим
местом был кабинет сыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано
(ср. редукционизм логического позитивизма) к аналитическим рассуждениям о методах
раскрытия преступления. Главным здесь является сам механизм, позволяющий
раскрыть преступление. Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе
с сыщиком оказываются в ограниченном пространстве (в поезде - "Восточный
экспресс" Агаты Кристи, на яхте - "Смерть под парусом" Джона Ле
Карре, в доме, окруженном снежным заносом, - "Чисто английское
убийство" Джеймса Чейза). Тогда задача сыщика упрощается - он выбирает
преступника из конечного числа индивидов.
Англия
недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа) родился логический позитивизм. В
то время как Шерлок Холмс разрабатывал свой дедуктивно-аксиоматический метод,
Бертран Рассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математической логики.
Задача у детектива-аналитика и аналитического философа, в сущности, была одна и
та же - построить идеальный метод, при помощи которого можно обнаружить истину.
Метод здесь важнее, чем результат.
С
точки зрения теории характеров и логический позитивист, и сыщик-аналитик
представляют собой яркий образец так называемого шизотимного, или
аутистического мышления . Сыщик - аутист-интроверт, погруженный в свой мир
благодаря своему углубленному, но "узкому" интеллекту, во всем
видящий символы, разгадывающий преступление. Как правило, этический момент в
этом субжанре детектива редуцируется - в предельном случае убийцей оказывается
сам сыщик, как в романе Агаты Кристи "Убийство Роджера Экройда".
Второй
хронологической (1920-е гг.) (и практически во всем противоположной первой)
разновидностью детектива был американский "жесткий" детектив Дэшила
Хэмита. Здесь все не так. Пространство очень часто меняется. Сыщик активно
вовлечен в перипетии интриги, он часто действует с помощью пистолета или
кулака, иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком детективе
может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как в романе Д. Хэмита
"Стеклянный ключ". Поиск истины здесь проводится отнюдь не при помощи
дедуктивных аналитических процедур и сама истина оказывается синонимом не
справедливости, а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический детектив.
Истина в прагматизме - это "организующая форма опыта" (формулировка
русского философа-прагматиста А. А. Богданова). С характерологической точки
зрения это эпилептоидный детектив: сыщик - напряженно-агрессивный человек атлетического
сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться в конкретной обстановке.
Теперь,
видя, как прочно массовая культура связана с национальным типом философской
рефлексии, мы не удивимся, что в третьем (и последнем) типе классического Д. -
французском - господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь, как
правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишь благодаря некоему
экзистенциальному выбору, личностно-нравственному перевороту. Классический
автор французского экзистенциального детектива - Себастиан Жапризо, а один из
лучших романов - "Дама в очках с ружьем в автомобиле". Герой
экзистенциального детектива не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила - в его
душевной глубине и неординарности, в гибкости, позволяющей ему не только
удержаться на поверхаости, выжить, но и разгадать загадку, которая кажется
мистически непостижимой.
С
характерологической точки зрения такой герой - психастеник (см.
характерология), реалистический тревожный интроверт, вечно копающийся в
прошлом, откуда ему и удается путем мучительных переживаний добыть истину.
В
послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм дал свои образцы детектива - пародийного,
разумеется: и аналитического ("Имя розы" Умберто Эко), и
экзистенциального ("Маятник Фуко" того же автора), и
прагматически-эпилептоидного ("Хазарский словарь" Милорада Павича).
В
современной массовой литературе и кино первое место у детектива отнял триллер.
Список литературы
Руднев
В. Культура и детектив // Даугава. - Рига, 1988. - No 12.
Руднев
В. Исследование экстремального опыта // Художествевный журнал. 1995. - No 9.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/