Цветовое и звуковое оформление степных пейзажей в прозе А.П.Чехова
Цветовое и звуковое оформление степных пейзажей в прозе А.П.Чехова
Цветовое и звуковое оформление степных пейзажей в
прозе А.П.Чехова
Ничипоров И. Б.
Картины
степной природы проходят через ряд произведений Чехова – от ранней прозы к
зрелому творчеству – и берут, очевидно, свои истоки в глубинах еще детского и
отроческого мировосприятия писателя [1]1. Образы степного мира постепенно
прирастают у Чехова новыми смысловыми оттенками, все более разноплановыми
становятся пути их художественного воплощения, при этом на первый план нередко
выдвигаются цветовые и звуковые детали, передающие многомерность степного
пространства, его ассоциативные связи с историческим прошлым, тайнами
человеческой души. Цвето-звуковые образы приобретают всеобъемлющий характер,
что отчетливо наблюдается в восприятии рассказчика в повести "Степь":
"Не было видно и слышно ничего, кроме степи…"[2]2.
Некоторые
цвето-звуковые доминанты образа степи намечаются в раннем чеховском рассказе
"Счастье" (1887). Одухотворенное видение степного мира способствует
художественному постижению внутреннего самоощущения природы, степной колорит
заключает в себе необозримые горизонты бытия всего живого, что в экспозиции и
финале рассказа проявляется в изображении "думавших" овец, "их
мыслей, длительных, тягучих, вызываемых представлениями только о широкой степи
и небе"[3]3.
В
изображении ночного пейзажа – "степной летней ночи" – ключевое место
занимает сложная звуковая симфония. Здесь складывается развитая в позднейших
чеховских вещах антиномия звучания степи и "беззвучия" курганов,
приоткрывающего масштаб вечности, в ее "полном равнодушии к
человеку". В самой же гамме степных звуков "монотонный шум",
являющий образ повседневного однообразия жизни, предстает в антиномичном соприкосновении
с богатством, неисчерпаемой множественностью звуковых вариаций, в чьих мелодиях
проступает ощущение бездонности бытия: "трещали кузнечики",
"пели перепела", "лениво посвистывали молодые соловьи". В
звучании степи природное начало оказывается в глубоком взаимопроникновении с человеческим,
предстает в своей беспредельности, что выражается в передаче звука
"рассыпающегося по степи" эха от "сорвавшейся бадьи".
При
создании образа ночной степи существенны в рассказе и оригинальные цветовые
решения. В цветовом оформлении метафорического образа космической бесконечности
("Млечный путь бледнел и мало-помалу таял, как снег") воплощается
ассоциация земного и небесного миров. Впервые возникающий у Чехова образ
степной дали вырисовывается здесь в импрессионистской поэтике полутонов
("синеватая даль"), при этом "безграничность степи",
"степная тайна" открывают новую перспективу художественного зрения,
выход за пределы обыденного человеческого разумения, для которого "ни в
чем не видно было смысла".
Таинственный,
основанный на эффекте светотени степной пейзаж связан в рассказе с центральным
образом Жмени, выводя к постижению загадок народной души, которые преломились в
древних преданиях о сокрытых кладах, о "мужицком" счастье, "в
земле зарытом". Подобный расширительный смысл образа степного мира
характерен и для рассказа "Огни" (1888), где в надвременном колорите
степных "огней" истончается грань между прапамятью о "стане
ветхозаветного народа"[4]4 и движением новой цивилизации, заявляющей о
себе строительством железной дороги. Тайна степи становится здесь отражением
сокровенного инобытия души, утонченная игра света и тени придает образам
степных огней психологический смысл. В восприятии инженера разбросанные в
степном пространстве огни знаменуют интуицию о принципиальной неупорядоченности
мыслительной сферы: "Человеческие мысли… тоже вот таким образом разбросаны
в беспорядке, тянутся куда-то к цели по одной линии, среди потемок…". В
финале же рассказа степная "туманная даль" становится в наблюдениях
повествователя всеобъемлющим образом непознаваемости мира.
В
рассказе "Счастье" передача особенностей восприятия степной дали
также становится средством психологической нюансировки характера персонажа.
Так, в подробностях поведения объездчика ("прищурил глаза на даль",
"задумчиво поглядел на даль"), приоткрывается неисследимость
душевного мира, проникнутого напряженным ожиданием счастья: "Экая ширь,
Господи помилуй! Пойди-ка, найди счастье!". Сквозная для рассказа тема
"фантастичности и сказочности человеческого счастья", нарождающихся
жизненных сил, единства микро- и макрокосма, которая ассоциируется с
мироощущением молодого пастуха, неслучайно воплощается в красочно-многоцветной,
радостной пестроте ярко освещенной "багровым солнцем" степи:
"Серебристая полынь, голубые цветы свинячей цыбульки, желтая сурепа,
васильки – все это радостно запестрело, принимая свет солнца за свою
собственную улыбку".
Ассоциация
степного мира с переживанием юности, молодых сил возникает и в повести
"Степь" (1888), оказывая воздействие на систему цветовых и звуковых
образов.
В
экспозиции повести взгляд Егорушки, заключающий психологические особенности
детского мировидения, задает обладающие просветляющим эффектом цветовые
доминанты картины окружающей действительности: "уютное, зеленое
кладбище", "белые кресты", "белое море" цветущих
вишневых деревьев… В начальном же изображении собственно степного пейзажа
открывается горизонт бесконечности, степная даль предстает в более сложном
цветовом воплощении, чем в рассказе "Счастье": "возвышенность…
исчезает в лиловой дали". Образ лиловой дали степи окажется в повести
сквозным и будет выведен в меняющихся пространственных ракурсах, в
диалектическом сочетании надвременной неподвижности степного мира и его зыбкой
изменчивости: "холмы все еще тонули в лиловой дали", "лиловая
даль… закачалась и вместе с небом понеслась". Данный образ предстает в
повести и в призме детского, "обытовляющего" восприятия природы,
вследствие чего импрессионистская неуловимость цветового изображения причудливо
сочетается с бытовым колоритом повседневности: "Даль была видна, как и
днем, но уж ее нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и
вся степь пряталась во мгле, как дети Мойсея Мойсеича под одеялом".
В
одной из начальных картин рассвета в степи динамичный пейзаж строится на
активном взаимопроникновении оттенков цвета, света, температурных ощущений.
Цветовые характеристики становятся главным способом обрисовки специфического
облика степной природы, которая предстает здесь в объемной перспективе, в
переходных тонах ("загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые"), с
преобладанием насыщенной желтой и зеленой цветовой гаммы, запечатлевающей
изобилие степи – и в "ярко-желтом ковре" "полос пшеницы", и
в "стройной фигуре и зеленой одежде" тополя, и в том, как "зеленела
густая, пышная осока". В поле зрения повествователя попадает даже цветовая
микродеталь в изображении кипящей жизни степи ("розовая подкладка"
крыльев кузнечика).
В
подобном изобилии насыщенных светом красок степи приоткрывается глубинный
антиномизм авторского взгляда. В этом пышном богатстве цветовых оттенков
неустанное пульсирование жизненных сил, ощущение бездонности природного космоса
парадоксальным образом сочетаются с переживанием одиночества, неизбывной
"тоски", "зноя и степной скуки" томящего своим однообразием
существования.
Эта
намеченная в повести антиномия получит многомерное осмысление в позднейшем
рассказе "В родном углу" (1897). Степные картины "донецкой
дороги" – "громадные, бесконечные, очаровательные своим
однообразием"[5]5 – пронизаны лиризмом авторского присутствия ("Вы садитесь
в коляску… и катите по степной дороге…") и в то же время пропущены через
восприятие героини, которая "поддалась обаянию степи". Многоцветие
степной природы, "трав в цвету – зеленых, желтых, лиловых, белых", ее
аромат наполняют душу Веры ощущением "простора и свободы",
предчувствием счастья, ибо "этот простор, это красивое спокойствие степи
говорили ей, что счастье близко". С другой стороны, в ярком, цветущем
"однообразии нескончаемой равнины" угадывается угроза растворения
индивидуальности, торжества безликой витальной стихии утопающей в зелени степи:
"Это спокойное зеленое чудовище поглотит ее жизнь, обратит в ничто".
Данная антиномия обогащается в рассказе не только природно-космическим, но и
социально-психологическим смыслом. Мироощущение и ритмы жизни степной усадьбы,
запечатленные в звуковых деталях ("В печах завывал ветер, хлопали ставни,
потом… слышался тревожный звон в церкви: это начиналась метель"),
становятся средоточием вялости социальной среды, апатии по отношению к силе
зла, к бесплодно растрачиваемому времени в "громадных пространствах,
длинных зимах, однообразии и скуке жизни". И все же в финале рассказа
отчаянное ощущение героиней того, что "счастье и правда существуют где-то
вне жизни", смягчается надеждой на врачующее единение с миром бесконечной,
причастной мудрой вечности степи: "Надо слиться в одно с этой роскошной
степью, безграничной и равнодушной, как вечность".
Многомерность
цветового оформления пейзажей в повести "Степь" в значительной
степени обусловлена и тенденцией к субъективации изобразительного ряда, за счет
чего степной мир, его "непонятная даль", "бледнозеленое
небо", отдельные предметы, звуки предстают в подвижных, меняющихся
очертаниях, которые дорисовываются силой воображения: "Во всем, что видишь
и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и
страстная жажда жизни". Активное присутствие воспринимающего "я"
наполняет изображение степного пейзажа, в его цветовых и световых оттенках,
философскими раздумьями и обобщениями о "непонятном небе и мгле,
равнодушных к короткой жизни человека".
В
повести складывается своеобразная поэтика "двойного" зрения, в
котором обыденное преломляется в таинственное и надвременное. Подобное
"двойное" зрение позволяет Егорушке открыть потаенное измерение в
цветовой гамме вечерней зари, где "ангелы-хранители, застилая горизонт
своими золотыми крыльями, располагались на ночлег". Примечательны в этой
связи и наблюдения Егорушки над "двойным" зрением подводчика Васи,
видевшего поэтическое даже в "бурой пустынной степи", которая в его
восприятии "всегда полна жизни и содержания".
Особую
сферу художественного созерцания составляют в повести образы ночной степи,
которая ассоциируется с настроением рассказов Пантелея о народной жизни,
"страшной и чудесной", а также грозовой стихии. Пропущенный через
детское восприятие грозовой фон, с "колдовским светом" молний,
обретает сказочно-фантастический колорит, который передается в экспрессии
олицетворений: "Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем".
В цветовой окрашенности грозовой стихии возникает новый ракурс видения
одушевленной степной дали, которая теперь "почернела… мигала бледным
светом, как веками", в обобщающей перспективе высвечиваются полярные
проявления природного бытия: "Ясное небо граничило с темнотой…".
Картина взволнованной степной природы строится здесь на взаимообогащении
цветовых, звуковых и обонятельных деталей ("свист" ветра, "запах
дождя и мокрой земли", "лунный свет… стал как будто грязнее").
Подобное взаимопроникновение окажется продуктивным и для степного пейзажа в
позднем рассказе "Печенег" (1897), где однообразию и неподвижности
"печенегова хутора" противопоставлено антиномичное видение богатства
предстающей на фоне космического мироздания степи, с ее таинственным покоем,
ровным светом ("тихо горят звезды"[6]6) – и нарастающим предгрозовым
волнением. На утонченную цветовую нюансировку "черных" "тяжелых
грозовых туч", края которых "освещены луной", воображаемых
"темных лесов", "гор с белым снегом" накладывается звуковая
детализация образа степной дали как средоточия бытия одушевленной природной
стихии, откуда "доносится тихий гром, и кажется, что в горах идет
сражение".
В
повести же "Степь" эта меняющаяся в своих цветовых воплощениях
степная даль в финале обретает особый психологический смысл, косвенно ассоциируясь
с неисповедимостью той "новой, неведомой жизни, которая теперь
начиналась" для Егорушки и которая неслучайно вырисовывается здесь в
вопросительной модальности: "Какова-то будет эта жизнь?".
В
синергии с цветовым оформлением степных пейзажей в прозе Чехова складывается
система звуковых образов и ассоциаций.
Как
и в рассказе "Счастье", в повести "Степь" звуки степи
предстают в бесконечном многообразии психологических оттенков: "С веселым
криком носились старички, в траве перекликались суслики, далеко влево плакали
чибисы… скрипучая, монотонная музыка". В степной "музыке"
запечатлевается объемная перспектива степного пространства и передается
диалектика мажорной, преисполненной взволнованной радостью бытия
"трескотни" и неизбывной степной печали одиночества ("где-то не
близко плакал один чибис"), тоски и дремотного состояния природы:
"Мягко картавя, журчал ручеек".
Для
Егорушки степная звуковая симфония в ее общих и частных проявлениях становится
предметом сосредоточенного эстетического восприятия, как, например, в случае с
кузнечиком, когда "Егорушка поймал в траве скрипача, поднес его в кулаке к
уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке". Неустанное
вслушивание в звучание степи приводит и повествователя к углубленному
чувствованию эстетической значимости звуковых деталей даже в сфере обыденной
жизни, расширяет ассоциативный ряд его психологических наблюдений: "В
жаркий день… плеск воды и громкое дыхание купающегося человека действуют на
слух, как хорошая музыка".
Важнейшее
место в системе звуковых образов занимает в повести женская песня, звучание
которой являет сопряжение природного и человеческого, рифмуясь с тем, как
"встревоженные чибисы где-то плакали и жаловались на судьбу". Глубоко
антиномичен психологический фон этой "тягучей и заунывной, похожей на
плач" женской песни, в которой тоска и дремота степного мироощущения
предстают в сочетании со страстной жаждой жизни. Эта протяжная, наполняющая
степное пространство своим эхом мелодия вбирает в себя чувствование нелегких
индивидуальных и народных судеб и знаменует прорыв в надвременное измерение
("казалось, что с утра прошло уже сто лет"), предстает в целостном
восприятии Егорушки как продолжение природной музыки, воплощение незримого
духовного мира: "… точно над степью носился невидимый дух и пел… ему стало
казаться, что это пела трава".
В
детализации степных звуков – "треска, подсвистыванья, царапанья, степных
басов" – достигается полнота самовыражения всего живого и, что особенно
значимо, раскрывается глубина внутреннего самоощущения природы. Это и маленькая
речка, которая, "тихо ворчала", "точно… воображала себя сильным
и бурным потоком", и трава, которой "не видно в потемках своей
старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня", и "тоскливый
призыв" степи, звучащий так, "как будто степь сознает, что она
одинока". Как и в случае с цветовыми образами, здесь происходит
субъективация картины июльской степи, взаимопроникновение различных восприятий:
Егорушки, с его детски непосредственным прислушиванием к музыке степи;
повествователя, с его многранным опытом общения со степным миром ("едешь и
чувствуешь…", "хорошо вспоминать и грустить…", "если долго
всматриваться…", "а то, бывало, едешь…"); потаенного
самоощущения природы. Лирические оттенки окрашивают собой не только цветовые,
звуковые образы, но и детали запахов степи: "Пахнет сеном… запах густ,
сладко-приторен и нежен".
Единичные
звуковые образы становятся в повести основой для масштабного, глубоко
антиномичного воплощения образа степного "гула", в котором различные
мелодии сливаются воедино и выражают общее мироощущение степи. С одной стороны,
это "радостный гул", проникнутый чувством торжества красоты, но с
другой – сквозь эту радость все отчетливее проступает "тоскливый и
безнадежный призыв" степи, который порожден горестной интуицией о
природных "богатствах… никем не воспетых и никому не нужных", о
малости человека перед лицом "богатырских", "размашистых"
стихий природы. Эта бытийная тоска души по беспредельному преломляется в
недоуменных, "сказочных мыслях" Егорушки о степной дали: "Кто по
ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно…".
В
плане звукового оформления степного мира в повести выстраивается триединый ряд,
основанный на нераздельности и неслиянности трех уровней воплощения степной
музыки: "трескотня" (запечатлевающая многоцветие единичных проявлений
степи) – "гул" (открывающий обобщающую перспективу видения бытия
степного ландшафта) – "молчание", которое преисполнено ощущением
космической бездны мироздания, масштаба вечности, вбирающего в себя земное и
небесное. Мотив степного молчания особенно ярко выразился в повести в
философском изображении ночного небесного пейзажа ("звезды… само
непонятное небо и мгла… гнетут душу своим молчанием"), а также в
символичном образе молчания одинокой могилы в степи, глубинный смысл которого,
наполняющий собой окружающую степную жизнь, постигается в лирически-возвышенном
слове повествователя: "В одинокой могиле есть что-то грустное,
мечтательное и в высокой степени поэтическое… Слышно, как она молчит, и в этом
молчании чувствуется присутствие души неизвестного человека, лежащего под
крестом… А степь возле могилы кажется грустной, унылой и задумчивой, трава
печальней, и кажется, что кузнецы кричат сдержанней…".
Подводя
итоги, отметим, что в прозе Чехова цветовые и звуковые доминанты играют
значительную роль в художественном воплощении степных пейзажей. Основы этой
образной сферы сложились еще в раннем чеховском творчестве, и прежде всего в
повести "Степь", впоследствии же обогатились новыми смысловыми
гранями в поздних рассказах. В цветовых и звуковых образах запечатлелась яркая
палитра степной жизни, в ее тайной сопряженности с ритмами
индивидуально-личностного, народного и природно-космического бытия. Предметная
точность соединилась здесь с импрессионистским многообразием неуловимых тонов,
оттенков, которые прорисованы во взаимопроникновении различных "точек
зрения", уровней восприятия, что несомненно вписывает произведения
рассмотренного образно-смыслового ряда в общий контекст поисков обновления
художественного языка на рубеже веков.
Список литературы
1.
Криницын А. Семантика образа степи в прозе Чехова // Молодые исследователи
Чехова. III. Материалы международной конференции. М., 1998. С.138 и др.
2.
Текст повести "Степь" цит. по изд.: Чехов А.П. Собр. соч. в 12 т. М.,
1950. Т.6.
3.
Цит. по изд.: Чехов А.П. Указ. соч. Т.5.
4.
Цит. по изд.: Чехов А.П. Указ. соч. Т.6.
5.
Цит. по изд.: Чехов А.П. Указ. соч. Т.9.
6.
Цит. по изд.: Чехов А.П. Указ. соч. Т.9.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/