Поэма Н. В.
Гоголя "Мертвые души" рисует широкую панораму русской жизни 30—40-х
годов XIX столетия. Она населена разнообразными персонажами, насыщена смешными
и грустными событиями. Мы знакомимся с нравами губернского города N, гостим в
патриархальных помещичьих усадьбах, наблюдаем за их обитателями. И все это
благодаря господину средней руки, приехавшему в эти края по каким-то пока
неясным, таинственным причинам. Очаровав губернское общество, он наносит визиты
окрестным помещикам, обращаясь к ним со странной просьбой — оформить как живых
и продать ревизские души умерших крестьян.
Кто же он, этот
герой, соединивший в одно целое разрозненные картины русских нравов,
обеспечивший композиционную стройность поэмы? Очевидно, автор не спешит дать
полную, исчерпывающую характеристику Чичикову. 0н раскрывает своего героя
постепенно, повествуя о его похождениях. Каждая новая глава сообщает о нем
новые подробности, раскрывая разные грани его характера.
Следуя за
писателем, попытаемся разобраться в сущности чичиковской натуры. Вспомним,
каким выступает герой на первых страницах поэмы. Сам автор описывает его как-то
неопределенно: "...не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком
толст, ни слишком тонок". Не характеристика, а сплошные отрицания! Далее
Гоголь дает слово другим персонажам — губернским чиновникам и помещикам,
которые аттестуют Чичикова как "благонамеренного", "дельного",
"ученого", "любезнейшего и обходительнейшего человека".
Судя по этим характеристикам, перед нами олицетворение "идеала порядочного
человека". Но знаменитая гоголевская ирония даже в начале поэмы заставляет
усомниться в столь лестной оценке. Например, автор пишет: "Говорил он ни громко,
ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень
порядочный человек». Здесь писатель применяет свой излюбленный прием, когда
вторая часть фразы, совершенно не связанная по смыслу с первой, резко снижает
положительную характеристику героя и обнажает его истинную суть.
Собственно,
весь сюжет поэмы построен как разоблачение Чичикова. Ведь в центре
повествования находится жульническая афера с куплей-продажей "мертвых
душ". В системе образов поэмы Чичиков стоит несколько обособленно. Он
играет роль помещика, путешествующего по своим надобностям, и по происхождению
является им, но очень мало связан с барским поместным бытом. У него иная
психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Он
отличается от них энергией, деловой хваткой, целеустремленностью, но в
моральном отношении ничуть не возвышается над ними. Значит, его можно отнести к
чиновникам, тем более, что он сменил немало государственных мест службы. Кроме
того, многолетняя чиновничья деятельность накладывает отпечаток на его манеру
поведения и речь. Недаром ему оказан в губернском "высшем" обществе
такой радушный прием. Это говорит о том, что неверно было бы противопоставлять
его этому обществу.
Автор
постепенно раскрывает многочисленные "таланты" Чичикова, проявившиеся
на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество,
взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Но карьера чиновника
всегда была для Чичикова не целью, а средством достижения богатства и
довольства, которые воплотились в его мечте о помещичьей жизни. Чтобы
осуществить свою цель, Чичиков задумал грандиозное мошенничество, которое он и
старается осуществить в поэме. Нельзя не обратить внимания еще на одну
существенную особенность этого героя — удивительную способность к
перевоплощению. В беседе с Маниловым перед нами предстает деликатнейший,
чувствительный человек, который воспринимается как его двойник. А с Собакевичем
он отчаянно торгуется, как кулак, делец, который ни за что не упустит своей
выгоды. С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным
разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто пожалел
"бедного и одинокого" старика.
Таким образом,
Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное
отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, как характер
героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную
биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер.
Автор
заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова.
Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия при
отправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителя
угождать начальнику, а также беречь и копить копейку, ибо это самая надежная
вещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовские
наставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит
многочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря
которым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить
его. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и
дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущего
законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьям
полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем,
которому он после окончания школы отказался помочь в бедственном положении.
История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлость
Чичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстных
целей.
Чем больше мы
узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело
владеет страсть к накоплению, стяжательству. На достижение этих целей направляются
все его незаурядные силы и способности. В его душе нет никаких увлечений и
страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков
закономерно превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне
благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления. В
образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя,
представителя нарождающегося мира капитализма. Он определен автором как
"мертвая душа", воплощенная пошлость, мерзость и подлость. Образ
Чичикова благодаря широте художественного обобщения породил понятие
чичиковщины.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/