Самые
разные книги, на любые темы, для большого круга читателей можно найти сейчас на
книжных полках магазина. Но почти каждого человека интересуют книги на
нравственную тему, которые содержат в себе ответы на извечные вопросы
человечества, которые смогут подтолкнуть человека к их разрешению и дать ему
точные и исчерпывающие ответы на эти вопросы.
Таким,
к примеру, и является роман известного современного писателя Ч. Айтматова “Плаха”.
“Плаха”
— это немаленькое произведение, по своему идейному содержанию оно заставляет
человека задуматься над многим и не может оставить своего читателя равнодушным
к себе. Эту книгу трудно просто поставить назад на полку и забыть о ней,
прочитав ее “от корки до корки”, вникнув в смысл каждого слова, каждой фразы,
которые содержат в себе сотни вопросов и ответов.
Ч.
Айтматов в своем романе, впрочем как и в каждой своей книге, всегда стремился
показать человека, ищущего свое место в жизни, его пороки, ведущие к гибели
всего человечества. Он поднимал такие проблемы, как наркомания — “чума XX
века”, экология человеческой души, ее чистота и нравственность — извечное
стремление людей к идеалу человека, и такую важную проблему в наше время, как
природа, бережное отношение к ней.
Ч.
Айтматов хотел раскрыть в своем произведении все эти темы, донести их смысл до
своего читателя, не оставить его равнодушным ко всему и бездейственным, так как
время требует от нас их разрешения, быстрого и правильного. Ведь сейчас человек
сам, каждую минуту, убивает себя. Он “играет с огнем”, сокращая свою жизнь,
попросту прожигая ее драгоценные минуты, месяцы, годы одной выкуренной
сигаретой, чрезмерным употреблением алкоголя, одной дозой наркотиков... Да и
разве потеря нравственности для человека не самоубийство, ведь это будет
бездушное существо, лишенное всяких чувств, способное разрушить гармонию
природы, уничтожить ее создания: людей, животных, растения.
Разве
не ужасно, что лицо человека может испугать волков Моюнкумской пустыни. “Плаха”
начинается темой волчьей семьи, перерастающей в тему гибели саванны по вине
человека, так как он врывается в нее как хищник, уничтожающий все живое:
сайгаков, волков.
Волки
здесь очеловечены, наделены нравственной силой, благородством и разумом,
которых лишены люди. Они способны на любовь к детям, тоскуют по ним. Они
самоотверженны, готовы жертвовать собой ради будущей жизни своих детей. Они
обречены на схватку с людьми. Причем все обращается в неотвратимую трагедию для
саванны: убийство невинного ребенка. Много внимания уделяет Ч. Айтматов и
раскрытию характеров других героев романа: Базар-бая, Бостона, Авдия
Каллистратова. Он противопоставляет их. Создавая Базарбая и Кандалова, он
опускает описание их внутреннего мира, так как они воплощение зла и не могут
ничего в себе нести, кроме разрушения. Но зато много внимания уделяет раскрытию
причин трагедий Бостона и Авдия. В них есть олицетворение человечности, чувство
равновесия во взаимоотношениях человека и природы. Они хотят и стремятся к спасению
хотя бы одного человека или жизни животного. Но не могут, так как они не очень
грамотны, беззащитны и непрактичны, не способны пробудить из-за этого совесть и
раскаяние.
Но
все же мы в наше время нуждаемся в таких духовно чистых людях. С этими образами
Айтматов связал идеи гуманизма, так как только такие люди могут отвести
человека от плахи и избавить мир от зла.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/