Человек в тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Человек в тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Человек в
тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына "Один день Ивана
Денисовича")
Закурим, друг.
Под этот вой
Не спится
что-то, не поется.
Сейчас февраль.
А нам с тобой
И март ничем не
улыбнется.
Лев Платонович
Карсавин
Александр
Исаевич Солженицын стал известен в 60-е годы, в период "хрущевской
оттепели". "Один день Ивана Денисовича" потряс читателей знанием
о запретном — лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных
островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная
тоталитарная система, подавляющая человека.
Повесть
посвящена сопротивлению живого — неживому, человека — лагерю. Солженицынский
каторжный лагерь — это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая
всех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в
человеке главного — мыслей, совести, памяти.
Взять хотя бы
Ивана Шухова "здешняя жизнь трепала от подъема до отбоя". И вспоминать
избу родную "меньше и меньше было ему поводов". Так кто же кого:
лагерь — человека? Или человек — лагерь? Многих лагерь победил, перемолол в
пыль. Иван Денисович идет через подлые искушения лагеря. В этот бесконечный
день разыгрывается драма сопротивления. Одни побеждают в ней: Иван Денисович,
Кавгоранг, каторжник X-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, помбригадира, сам
бригадир Тюрин. Другие обречены на погибель — кинорежиссер Цезарь Маркович,
"шакал" Фетюхов, десятник Дэр и другие.
Лагерный порядок
беспощадно преследует все человеческое и насаждает нечеловеческое. Иван
Денисович думает про себя: "Работа — она как палка, конца в ней два: для
людей делаешь — качество дай, для дурака делаешь — дай показуху. А иначе б
давно все подохли, дело известное". Крепко запомнил Иван Шухов слова
своего первого бригадира Куземина — старого лагерного волка, который сидел с
1943 года уже 12 лет. "Здесь, ребята, закон — тайга, но люди и здесь
живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да
кто к куму стучать ходит". Такова суть лагерной философии. Погибает тот,
кто падает духом, становится рабом больной или голодной плоти, не в силах
укрепить себя изнутри и устоять перед искушением подбирать объедки или доносить
на соседа.
Как же человеку
жить и выжить? Лагерь — образ одновременно реальный и ирреальный, абсурдный.
Это и обыденность, и символ, воплощение вечного зла и обычной низкой злобы,
ненависти, лени, грязи, насилия, недомыслия, взятых на вооружение системой.
Человек воюет с
лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. "Не
подставляться" лагерю нигде — в этом тактика сопротивления. Да и никогда
зевать нельзя. Стараться надо, чтобы никакой надзиратель тебя в одиночку не
видел, а в толпе только", — такова тактика выживания. Вопреки унизительной
системе номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам,
фамилиям. Перед нами лица, а не винтики и не лагерная пыль, в которую хотела бы
превратить система людей.
Отстаивать
свободу в каторжном лагере — значит как можно меньше внутренне зависеть от его
режима, от его разрушительного порядка, принадлежать себе. Не считая сна,
лагерник живет для себя только утром — 10 минут за завтраком, да за обедом — 5
минут, да за ужином — 5 минут. Такова реальность. Поэтому Шухов даже ест
"медленно, вдумчиво". В этом тоже освобождение.
Главное в
повести — спор о духовных ценностях. Алешка-баптист говорит, что молиться нужно
"не о том, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды. Молиться
надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал..." Финал
повести парадоксален для восприятия: "Засыпал Иван Денисович, вполне
удовлетворенный... Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый".
Если это один из "хороших" дней, то каковы же остальные?!
Александр Солженицын
пробил брешь в "железном занавесе" и вскоре сам стал изгоем. Книги
его были запрещены и изъяты из библиотек. Ко времени насильственного изгнания
писателя уже были написаны "В круге первом", "Раковый
корпус", "Архипелаг ГУЛАГ". Это преследовалось всей мощью
государственной карательной машины.
Время
забвения прошло. Заслуга Солженицына в том, что он впервые рассказал о страшном
бедствии, которое испытал наш многострадальный народ и сам автор. Солженицын
приподнял завесу над темной ночью нашей истории периода сталинизма.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/