Ф. И. Тютчев —
мастер пейзажа, его пейзажная лирика была новаторским явлением в русской
литературе. В современной Тютчеву поэзии почти не было природы как основного
объекта изображения, а в лирике Тютчева природа занимает доминирующее
положение. Именно в пейзажной лирике проявляются особенности миросозерцания
этого незаурядного поэта.
Пейзажная
лирика отличается философской глубиной, поэтому для того, чтобы понять
отношение Тютчева к природе, его пейзажную лирику, необходимо сказать несколько
слов о его философии. Тютчев был пантеистом, и в его стихотворениях Бог часто
растворяется в природе. Природа для него обладает высшей силой. И стихотворение
“Не то, что мните вы, природа...” отражает отношение поэта к природе, его
понимание природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь
равна индивидуальности, она одухотворена, очеловечена. Тютчев воспринимал
природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении.
В ней есть
душа, в ней есть свобода,
В ней есть
любовь, в ней есть язык...
Тютчев признает
присутствие в природе мировой души. Он считает, что истинным бессмертием
обладает природа, а не человек, человек — это лишь разрушающее начало.
Лишь в нашей
призрачной свободе
Разлад мы с нею
создаем.
А для того,
чтобы не вносить в природу разлад, необходимо раствориться в ней.
Тютчев
воспринял натурфилософские взгляды Шеллинга, который выделял идею полярности
как принцип единства. И два противоборствующих начала, которые создают единое
целое, пройдут через всю лирику Тютчева, в том числе и пейзажную. Его
привлекала природа в борьбе и игре двух стихий, в катастрофических состояниях.
Его романтизм основан на признании жизни как нестихающей борьбы
противоположностей, поэтому его привлекали переходные состояния человеческой
души, переходные времена года. Недаром Тютчева называли поэтом переходных
состояний. В 1830 году он пишет стихотворение “Осенний вечер”. Осень — это
переходное время года, и поэт показал момент изнеможения бытия. Природа здесь
таинственная, но в ней
Ущерб,
изнеможенье — и на всем
Та кроткая
улыбка увяданья...
Красота и
божество природы связаны с ее увяданием. Гибель и страшит поэта, и манит его,
он ощущает затерянность человека среди красоты жизни и ее ущербности. Человек —
это лишь частичка огромного мира природы. Природа здесь одушевлена. Она вбирает
в себя
Зловещий блеск
и пестроту дерев,
Багряных
листьев томный, легкий шелест.
Из
стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состояния, можно
выделить стихотворение “Тени сизые смесились...”. Поэт здесь воспевает сумрак.
Наступает вечер, и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы,
сливается с ней.
Все во мне, и я
во всем!..
Для Тютчева
очень важен миг приобщения человека к вечности. И в этом стихотворении поэт
показал попытку “слиться с беспредельным”-. И именно сумрак помогает
осуществить эту попытку, в сумерках наступает миг приобщения человека к
вечности.
Сумрак тихий,
сумрак сонный...
С миром
дремлющим смешай!
Несмотря на то
что Тютчева привлекали переходные, катастрофические состояния, есть в его
лирике и дневные стихотворения, в которых поэт показывает и умиротворенное
утро, и прелесть дня. День для Тютчева — это символ гармонии и спокойствия.
Спокойна днем и душа человека. Одним из дневных стихотворений является
“Полдень”. Представления о природе здесь близки к античным. Особое место
занимает образ великого Пана, покровителя степей и лесов. У древних греков
считалось, что полдень — священный час. В этот час покой охватывает все живое,
ведь сон здесь является и покоем.
И всю природу,
как туман,
Дремота жаркая
объемлет.
Образ великого
Пана сливается с картиной дневного полдня. Здесь знойная гармония природы.
Абсолютно противоположно этому стихотворению стихотворение “О чем ты воешь,
ветр ночной?..”. Здесь поэт показал мир души ночной. Усиливается тяготение к
хаосу. Ночь и страшна, и соблазнительна, потому что ночью возникает желание
заглянуть в тайны мироздания, ночью человек может погрузиться в бездну своей
души, в которой нет предела. Это желание поэт называет “жаждой слиться с
беспредельным”. Хаос страшен, но для ночной души он необходим. Природа, ночной
ветер причастны к тайне бытия, поэтому поэт так страстно обращается к ветру:
Что значит
странный голос твой,
То глухо
жалобный, то шумно?
Стихотворение
очень напряженное. Возвышенная, самозабвенная любовь к природе, попытка родства
с ней, борьба противоположных чувств, философская глубина отличают пейзажную
лирику Тютчева. Образ природы и образ человека — это контрастные образы, но они
соприкасаются, граница между ними очень зыбкая, и они составляют единство. Над
противоположностью всегда господствует единство. Неизмеримо большое, природа, и
неизмеримо малое, человек. Они всегда связаны.
В наше время
проблема взаимоотношений природы и человека стоит особенно остро. Человек разрушает
природу, а ведь он должен жить по ее законам. Природа без человека обойтись
может, а человек без природы не проживет и дня. Человек должен слиться с
природой и не нарушать ее гармонии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/