Горький не
только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в
их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого
забитого человека. Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику
людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Но в произведениях Горького
появились и люди, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют
против унижения, лжи и несправедливости.
Яркий пример
калечащего влияния мира капитала на душу человека дан Горьким в рассказе
“Челкаш”.
Сильный,
работящий и, в общем-то, неплохой парень Гаврила вынужден податься на заработки
в город. После тяжелых деревенских работ Гавриле кажется, что городским все
достается легко. Встретившись с бродягой, вором и пьяницей Челкашом, он
обретает в его лице помощника, покровителя, “учителя жизни”. “Гаврила
чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что
он хочет скорее видеть хозяина”.
Гавриле нужны
деньги, он вначале согласен на все ради наживы, но, пережив животный страх,
лишается остатков того человеческого, что было в его душе. “Волнения этой ночи
выглодали, наконец, из него все человеческое”. Гаврила забыл, что Чел-каш его
кормил, приютил, как сам Гаврила клялся ему в вечной дружбе. Сейчас он
чувствовал только опасность, которую нес в себе этот человек и которая исходила
на него, Гаврилу. Но узнав про деньги, которые сулит Челкаш, Гаврила
соглашается на все, даже “душу загубить”. Нет в этом парне никаких принципов.
Ради наживы он готов убить своего подельника, даже пытается это сделать, а
когда не удается, Гаврила унижается и ползает перед Челкашом: “Сделай доброе
дело! Пропащий ведь ты... Нет тебе пути. А я бы — ох! Дай ты их мне!” Босяк и
вор, контрабандист и пьяница, Челкаш оказывается морально выше и благороднее
этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть, вложить деньги в хозяйство.
Но средства, которыми он хочет добиться своей, может быть, хорошей цели, низки.
Даже Челкашу стал омерзителен этот стяжатель, жалкий и ничтожный.
— На! Жри...—
крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному
рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем.
Челкаш удивлен
низостью, до которой может упасть человек. “Разве из-за денег можно так
истязать себя? ...За пятак себя продаете!” Этот бродяга отличается
благородством и чувством собственного достоинства, но он не герой, избранник
судьбы, а скорее такая же жертва этого бездушного и алчного мира, как Гаврила.
В статье “Беседы о ремесле” Горький прямо осудил босячество, говоря, что
никаких надежд на него не возлагал. Что же касается анархизма босяков, то
писатель резко осудил его в легенде о Ларре. В рассказах о босяках писатель
наглядно показал бессилие их анархизма и стихийного протеста.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/