[ч], [р], [л] – общий фон ассонанс + аллитерация = [лижений/ний], [ашло]
****************************************************************************
**
Морфемные средства: при-ближений, с-ближений + с-гораний по-меркло + про-шло, ото-шло
****************************************************************************
**
Лексические: специальные – нет
Неологизмы – нет
Устаревшие – панихида
****************************************************************************
**
Сравнения: развернутое – нет
Прямое –нет
Отрицательное – нет
Существительное в тв. п. –нет
****************************************************************************
**
Метонимия: нет
***********************НЕ – ИСКАЖЕНИЕ**************************************
Синекдоха: нет
****************************************************************************
**
Поэтический синтаксис: А) градация:
Б) повторы: анафора: нет
Эпифора: нет
В) эллипсис: Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Г) инверсия: Были странны вечерние встречи (и др)
****************************************************************************
**
Рит. приемы: А)восклицание: нет
Б) вопрос: нет
В) умолчание: Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Размер: 3х-стопный анапест
Рифма: перекрестная авав; жен.муж.жен.муж., в основном – полная
(+J: сгораний-тумане, закате- платье)
стихотворение из цикла стихов о Прекрасной Даме, написано в 1902г.
Лирический герой Блока вспоминает о своей любви, абсолютно реальной:
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Но уже во 2ой строфе он (герой) признает неестественность этих «странных»
встреч на фоне чьих-то дум о «бледной», призрачной «красе» мечтаний;
реальность странна среди «вечерних свеч». И герой признает свою
принадлежность именно к миру мечты, несмотря на предполагаемую
«телесность», реальность любви: встречи происходят «в вечернем тумане, где
у берега рябь и камыш», где нежность вечера сглаживает, смягчает огонь
страсти. Жизнь «приближений, сближений, сгораний» гасится, тонет в неясных
сумеречных очертаниях, среди камышей, а звук [ж], ее олицетворяющий, резко
ворвавшийся в общий звукоряд стихотворения, исчезает под тихими волнами
[т],[ш], всплесками [л] и [л’], под рябью мечты. В последней строфе
стихотворения аллитерация [ж] заменяется органичным для сонной
действительности лирического героя повтором [ш] в словах «прошло, отошло».
Единственная строка стихотворения, характеризующая реальность –
«приближений, сближений, сгораний» - в 4ой строфе отражается приглушенно,
нечетко, гармонично сочетаясь с «лазурной тишью мечты»: «Все померкло,
прошло, отошло», и эта замена яркого [ж] на [ш], группы [г], [р], [н] на
[к], [р], [л] является микроотражением основной темы стихотворения –
возвращения героя в свою нереальную действительность из недействительного
для него мира реальности. Образы, сопутсвующие героине – лишь подтверждение
этой темы. Вспомните, если в первой строфе:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив, -
то в последней строфе все эти образы появляются снова, но уже чистые,
мягкие, органично вплетающиеся в собственный мир героя. «Закат» отражается
«голосами панихиды», «платье» – воплощение земного существования –
становится легким очерком тела – «станом, а рассекающее залив весло»
видится теперь не как разрушающее гладкую поверхность воды, а застывшим без
движения – «золотым». {есть смысл закопаться глубже по поводу “белого
платья” на основе античных мировоззрений – белый как цвет смерти, по поводу
весел и лодок можно нырнуть в скандинавскую мифологию – куда и на чем
плывут умершие, но собственно идея насчет кольцевой композиции должна
сохраниться, только мотив Судьбы усилится (от себя не уйдешь) и появится,
возможно, мотив предугадания}.
Таким образом, стихотворение имеет кольцевое построение – автор
возвращается к образам1ой строфы в последней, снимая с них точные контуры
реальности, окончательно растворяя их в фантазийно-призрачном мире своего
лирического героя.
Статичность, недвижимость мечты чувствуется не только в звукописи , она
создается и за счет певучей одинаковости размера всех строф: трехстопный
дактиль с клаузулой в 1ой и 3ей строках и постоянной перекрестной рифмой
авав. Стихотворение благодаря четкости построения звучит будто независимо
от того, что в нем описано, и даже не вникая в смысл слов, читатель слышит
плеск рассекаемой волны, шорохи песка перешептывания камыша, чувствует
легкую сырость тумана, видит размытые очертания бледных пятен огня и вместе
с автором сплетает из вечерних приглушенных теней сияющее золото мечты с
тем, чтобы унести его в свой собственный мир…