Родился в Ленинграде в 1937 году в семье архитектора.
Военное детство писателя связано с первыми фашистскими налетами на Любытино,
где он вместе с детским садом был в 1941 году. Затем блокада, эвакуация в
Среднюю Азию, послевоенное детство в Ленинграде. В 1955 году Битов поступает ii
Ленинградский горный институт. Заканчивает его в 1962 году. Работает буровым
мастером в геологических экспедициях. В институте будущий писатель вступает в
литературное объединение под руководством поэта Глеба Семенова. В 1960 году
Битов приходит в литературное объединение прозаиков, которым руководил Михаил
Слонимский. В 1960 году в сборнике «Молодой Ленинград» были опубликованы первые
рассказы Битова «Бабушкина пиала» и «Фиг». В 1963 году была издана первая книга
Битова «Большой шар». Выпустив первую книгу, Андрей Битов едет в Москву на
Высшие сценарные курсы и становится профессиональным писателем. С 1970 по 1990
годы Андрей Битов – один из ведущих советских писателей. Участник литературного
альманаха «Метрополь». Лауреат Пушкинской премии за 1990 год и Государственной
премии РФ в области литературы за 1996 год. Андрей Битов – президент русского
ПЕНа.
Список произведений
Дачная местность: Повести, М.: Советская Россия, 1967,
50000 экз.
Аптекарский остров. [Рассказы], Л., Советский
писатель, 1968, 30000 экз,
Образ жизни: Повести [ил.: Д. Громан], М.: Молодая
гвардия, 1972, 100000 экз.
Дни человека: Повести/ Андрей Битов; [Послесловие В.
Гусева]. – М.: Молодая гвардия, 1976. –
351с. ил.; 75000 экз.
Пушкинский дом. Анн Арбор: Ардис. 1978.
Воскресный день: Рассказы, повести, путешествия. – М.:
Советская Россия, 1980, 30000 экз.
Елигулашвили Э. Феномен нормы //Литературная Грузия. –
1986. –№1. – с. 196–200.
Книга путешествий. – М.: Известия, 1986. – 605с.:
Иванова Н. Судьба и роль //Дружба народов. – 1988.
~№3. – с. 244–255
Последняя повесть. [Человек в пейзаже]. – М: Правда,
1988, 46 с.:
Кузмичев И. Иллюзия одиночества//Знамя– 1988. –№7. –
с. 180–188
Жизнь в ветреную погоду. –Л.: художественная
литература, 1991:
Ярославский М. //Книжное обозрение. – 1991. – 12.04.
(№15). – с. 3
Одно из самых известных и основных произведений А.
Битова – роман «Пушкинский дом». Это первый большой роман писателя, который
завершает ту линию его творчества, которую принято относить к психологической
прозе.
Рецензии на роман А. Битова «Пушкинский дом»:
Латынина А. Дуэль на музейных пистолетах//Литературная
газета. –1988. — 27 янв. (№4). –
с. 4
Ерофеев Виктор. Памятник прошедшему времени //
Октябрь. – 1988. – №6. – с. 203–204.
Качуков Е. Очки для зрения сейчас //Литературная
Россия. – 1988. – И марта (№10). – с. 6
Новиков В. тайная свобода// Знамя. – 1988. – кн. 3. –
с. 229–231
Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А. Битова
«Пушкинский дом»// Новое
литературное обозрение. – 1995. –№11. – с. 230–244
Карабиневский Ю. Точка боли: о романе А. Битова
«Пушкинский дом» //Новый мир. – 1993. –
№10.–с. 218
Амусин Марк Фомич. В Зазеркалье петербургского
текста// Нева. –2001. – №6– с. 184–189.
О теме города Петербурга в произведениях А. Белого
(«Петербург»), К. Вагинова («Козлиная песнь», «Труды и дни Свистунова»), А.
Битова («Пушкинский дом»).
Фрагменты рецензии на роман «Пушкинский дом» – Виктор
Ерофеев.
Памятник прошедшему времени //Октябрь. –1988. – №6. –
с. 203–204
Нельзя дважды войти в один и тот же роман. Роман
протекает сквозь время и читательское восприятие, переливаясь, видоизменяясь,
живя своей жизнью. Я-–то в середине семидесятых в виде рукописи. Второй раз на
«застойном» пороге восьмидесятых. Третий раз – в трех новомировских номерах –
только что.
Впервые читал взахлеб и действительно захлебнулся.
«Пушкинский дом» был настолько умен и масштабен, что трудно было не сравнить
себя с Евгением, роман – с «Медным всадником». Создать нечто такое, что было бы
продолжением русского романа ХIХ века, его
достойным развитием...не это ли мечта каждого талантливого писателя–современника?
Битов воплотил эту мечту в безукоризненно выполненный текст, размеченный и
прописанный так, что его архитектоника перекликалась с архитектурой места
действия. И потом: те мысли, которые в недодуманном состоянии толкались в уме и
выплескивались в «кухонных» спорах, здесь были не только додуманы – они были
запечатлены. Высказаны спокойно, решительно, резко, в лицо времени, не готовому
их принять. Смелость автора завораживала. Роман был написан в никуда, то есть,
на жаргоне эпохи, в «стол». Пленяла не только воля автора, взявшегося за
безнадежное дело безадресного письма, но и его гражданская смелость, которой
пытались учиться, но оказались не то недоучками, не то нерадивыми самоучками.
Битов, наверное, первым, или одним из первых в современной прозе заговорил о
слабости человека, о его душевных пределах, эмоциональном «оледенении». При
этом он не желал удовлетворяться расхожими объяснениями душевной импотенции:
мол, жизнь груба, среда заела. Дело не в форме существования, а в природе
существования. Коли среда заела, значит, смогла заесть.
Второе прочтение как–то невольно оказалось более
«отчужденным» и потому, наверное, более «историческим». Я почувствовал силу
битовского таланта в точности, в той самой традиционной реалистической верности
детали, при которой героя, антигероя, героинь видишь, как на фотографии,
подробно: от галстука до чулок.
Зато смущали литературоведческие неточности, промахи в
изысканиях образованного героя, за которые, впрочем, автор не нес
непосредственной ответственности. Все было определено, схвачено в кольцевую
композицию, и первоначальный план проступал в окончательном тексте. Было ясно,
что героям заданы характеры и никуда им от них не деться. Роман «стекленел», он
выглядел чуть насмешливой игрой с психологическим понятием «характер» в русском
реализме.
В третий раз, теперь, прочитав роман, я увидел в нем –
и это, наверное, окончательное видение – памятник. Памятник
«шестидесятничеству». В романе схвачен весь комплекс «шестидесятничества», его
нравственный код: мы – они, честный – стукач и т.д., его социальный акцент:
никто не свободен от общества ни в чем. Все им обусловлено. Многие иллюзии
«шестидесятничества» обнажены. «Пушкинский дом» – это памятник
«шестидесятничеству», возведенный блистательным «шестидесятником», не его
идеологом, не его критиком, а его свободно мыслящим современником. Оттого этот
памятник и вышел адекватным эпохе; художественная картина оказалась подлинной
не только по результату, но и по способу изображения.
Слабость же основной авторской концепции оказалась
именно в том, где первоначально я увидел ее силу: развитие литературной
традиции, какой бы монументальной она ни была, не может быть линейной. Ведь
отстаивая в теоретической главе форму прошедшего времени как незыблемую основу
романа, автор, по сути дела, возводит памятник прошедшему времени самого
романа, роману прошлого с его устойчивой и непоколебимой «точкой зрения»,
психологичностью, «характером» и т.п.
«Пушкинский дом» – роман интеллектуальный, то есть
основанный на уверенности автора в возможности рационалистического охвата
действительности, когда творческая интуиция лишь служанка разума,
обеспечивающая так называемую художественность. Диктатура авторитарного ума,
присутствующая в романе на всем его протяжении, не ослабляется. У Битова слово
романа – инструмент писателя; оно подчинено его задачам и не значит больше, чем
ему определено по заданию. Вот почему сюжет равен сюжету, характер –характеру,
стиль – стилю. В этом «Пушкинский дом» есть нечто прямо противоположное поэтике
Платонова, когда автор — инструмент слова, отпущенного не свободу, когда слово
богаче любого смысла, вложенного в него не только читателем, но и самим
автором. Романное слово Битова в новой ситуации стремится к самоочевидности,
порой к обидной банальности.
При всем том памятник «шестидесятничеству», этой
странной эпохе, когда жизнь клали на заужение брюк, раздвигая рамки свободы –
необходимый историко-литературный монумент, возведенный надолго.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/