ДМИТРИЕВ Иван Иванович (1760 - 1837), поэт.
Родился 10 сентября (21 н.с) в родовом поместье, в селе Богородское
Казанской губернии, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от
князей Смоленских. В возрасте восьми лет был отдан в пансион Манженя в
Казани, где обучался французскому языку, арифметике, рисованию. Затем
учился в пансионе Кабрита, где кроме французского учил немецкий, историю и
географию, русское правописание и математику. Отец забрал его из пансиона
на одиннадцатом году жизни, взяв образование сына под свой контроль дома.
Но единственное, что будущий поэт всегда делал с удовольствием, - чтение
романов, французских и русских. Знал произведения Сумарокова, Ломоносова,
Державина, Хемницера.
Семья переезжает из деревни в Симбирск. В те времена в провинции не было
театров, клубов, и все развлечения состояли в домашних беседах и вечеринках
в кругу хороших знакомых. Для юного Дмитриева началась новая жизнь. Но
вскоре ее вновь пришлось круто менять: начавшийся пугачевский бунт заставил
семью уехать в Москву. Семья была стеснена в средствах, домашнее обучение
прекратилось.
В 1774 отец отвез сына в Петербург - по тогдашнему обыкновению дети дворян
с детства записывались в военную службу, Дмитриев был записан солдатом в
Семеновский полк. В Петербурге он стал учиться в полковой школе - и на сей
раз недолго: Екатерина II, отправившись в Москву, взяла с собой по одному
батальону из каждого полка, и Дмитриев попал в сопровождающие царицу. После
завершения подобной миссии взял годовой отпуск и уехал на родину.
Вернувшись в Петербург, несколько лет провел в "скучной унтер-офицерской
службе".
С 1777 Дмитриев стал заниматься литературной деятельностью, писал стихи. В
этот год Н.Новиков начал издавать "Санкт-Петербургские Ученые Ведомости",
поместив в предисловии приглашение к сотрудничеству. Дмитриев несколько раз
посылал туда свои стихи, но они не имели особого успеха, поэтому на время
оставляет это занятие. В эти годы происходит знакомство с Карамзиным,
оказавшим на Дмитриева большое влияние, и хотя они встречались редко, но в
течение сорока лет регулярно переписывались.
В 1787 был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией,
четыре месяца прожив походной жизнью на границе с Финляндией. Вернувшись в
Петербург, вновь интенсивно пишет стихи, много читает Державина, восхищаясь
его поэзией. Знакомится с ним, часто встречается. В 1790 Карамзин начинает
издавать "Московский журнал", и Дмитриев отдает туда все написанное в
последние годы. Его сказка "Модная жена" принесла ему литературную
известность. Большой успех имело и стихотворение - "Голубок". Карамзин
писал: "Твои пьесы нравятся умным читателям".
1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в
странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны",
"К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас
патриота". В 1795 издал сборник "И мои безделки" (после карамзинского "Мои
безделки"). Дмитриев тяготился военной службой, поэтому, получив в 1796
последний в гвардии чин капитана, вышел в отставку, причем с повышением - в
чине полковника. Получает место за обер-прокурорским столом в сенате.
Вскоре его назначают товарищем министра в новоучрежденном департаменте
уделов и обер-прокурором сената. Все свои способности отдавал этой работе.
Возобновил он и литературную деятельность, и литературные связи с
М.Херасковым, Василием Пушкиным, В.Жуковским и др. литераторами. В 1796
выходит его "Карманный песенник, или Собрание лучших светских и
простонародных песен".
При Александре 1 "цензура обещала быть не столь строгою, как прежде" -
возник журнал "Вестник Европы", издаваемый Карамзиным. Дмитриев активно
пишет в него: в 1802 - 03 помещает 10 басен. После 1805 почти не писал.
В 1806 становится сенатором, в 1810 назначается министром юстиции, активно
выступает против злоупотреблений при чинопроизводстве, что приводит к
конфликту с управляющим канцелярией и другими чиновниками министерства.
Подает в отставку, в 1814 переселяется в Москву.
В 1816 был назначен председателем комиссии для пособия жителям Москвы,
потерпевшим от нашествия неприятеля. В 1820 выходит его "Избранный песенник
для прекрасных девушек и любезных женщин". Позднее, оценивая поэзию
Дмитриева, Белинский писал: "в стихотворениях Дмитриева, по их форме и
направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с
простотой и естественностью, словом, с жизнью и действительностью".
Последние годы жизни прожил в Москве, окруженный уважением общества, как
один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный
деятель. Умер И.Дмитриев 3 октября (15 н.с.) 1837 в Москве.
Значительным литературным событием явилась сатира Дмитриева «Послание от
английского стихотворца Попа к доктору Арбутноту», в котором утверждается
идеал поэта не только одаренного, но и независимого, который «всегда велик
душой», «ласкать самим царям считает за порок». Сатиру английского поэта
Александра Попа, изображающую нравы литературной жизни Англии начала XVIII
века, Дмитриев мастерски пересадил на российскую почву. Уже ее начало
вводит читателя в чисто русскую стихию:«Иван! запри ты дверь, защелкни,
заложи...» Настоящий поэт тот,кто не торгует талантом и служит народу:
Не троньте ж, подлецы, вы род его почтенный: Он будет знаменит, доколе во вселенной воздастся должная, правдивая хвала за добрые стихи и добрые дела. Дмитриев в баснях продолжает и линию своих сатир. Он подвергает критике,
хотя и сдержанной, как государственное устройство России, так и самого
царя. Так, в басне «Царь и два Пастуха» Царь сознает, что ход событий и
благоденствие народа от него не зависят:
Нет хуже нашего, он мыслил, ремесла! Желал бы делать то, а делаешь другое! Я всей душой хочу, чтоб у меня цвела Торговля, чтоб народ мой ликовал в покое. В басне «Воспитание Льва» рисуется такая картина государственного
«благоденствия»:
Лиса ест кроликов, а Волк душит овец,
Оленя давит Барс; повсюду, наконец,
Могучие богаты, Бессильные от них кряхтят, Быки работают без платы,
А Обезьяну золотят.
Вот ястреб в облаках за коршуном в погоне...
...Здесь кошка давит мышь; а там Змея впилась в корову;
А далее — медведь, разинув пасть багрову, Ревет и гонится за серной по скалам;
А вот и лютый волк ягненочка терзает...
Дмитриев тонко высмеивает хищных святош («Мышь, удалившаяся от света»,
«Лиса проповедница»), тунеядцев, присваивающих себе чужие заслуги: «Мы
пахали!» — реплика, ставшая поговоркой (басня «Муха»), С чувством подлинной
приязни рисует Дмитриев крестьян, пастухов. Бесталанным завистникам он
противопоставляет скромных, но творчески одаренных людей («Лебедь и
Гагары», «Орел и Змея»).
Во всех своих баснях Дмитриев неустанно проповедует идеал справедливости
— этим питается гражданский пафос его поэтической речи. В его «Апологах» —
четырехстрочных баснях, написанных в середине 1820-х годов,— те же
гуманистические устремления, та же настойчивая проповедь добра. Таковы
апологи «Курица и Утята», «Мыльный пузырек»; в первом вывод: «Кто любит
помогать, тот всякому сродни», во втором баснописец с кратким, но грозным
предупреждением обращается к гордым временщикам. В «Мячике» поэт сострадает
судьбе бедного просителя, мающегося в государственных канцеляриях. В
апологе почти нет действия, главное в нем — нравоучение, мысль. С одной
стороны, он, по сути, приближается к форме народной рифмованной пословицы,
с другой — к литературной эпиграмме, только не на какое-либо отдельное
лицо, а на присущий многим порок.