Выдающийся писатель и критик, один из зачинателей русской романтической
прозы
Начал печататься в 1818 г. С конца 1820 г. был активным членом Вольного
общества любителей российской словесности - легальной управы Союза
Благоденствия. В 1823-1825 гг. вместе с К. Ф. Рылеевым издавал альманах
"Полярная звезда".
В 1824 г. Бестужев был принят Рылеевым в тайное общество и вскоре выбран
членом Верховной думы. В восстании 14 декабря принимал самое деятельное участие
- вместе с братом Михаилом привел на Сенатскую площадь Московский полк, хотя не
имел никакого отношения к этому полку, так как служил в это время адъютантом
герцога Вюртембергского.
Заключенный в Петропавловскую крепость, он послал Николаю I письмо, в
котором изложил свои политические взгляды и нарисовал потрясающую картину
внутреннего состояния России. Был осужден по первому разряду на 20 лет
каторжных работ, с лишением чинов и дворянства, затем (после
"смягчения" приговора Николаем) - на 15 лет. Также по "монаршему
милосердию" не находился на каторге, а в 1827 г. был отправлен на
поселение в Якутск.
В феврале 1829 г. обратился к графу Дибичу с просьбой вступить рядовым
в Отдельный Кавказский корпус. Россия вела войну с Турцией, и перевод в
действующую армию давал надежду отличиться в боях и за проявленную храбрость
получить офицерский чин. Бестужев не мог знать, что "высочайшая воля"
исключала такую возможность. Еще до приезда его в армию было получено
распоряжение, чтобы "в случае оказанного им отличия против неприятеля, не
был он представляем к повышению, а доносить только на высочайшее
благовоззрение, какое именно отличие им сделано". В том же донесении предписывалось
учредить за ним "тайный и бдительный надзор". Несмотря на чудеса
храбрости, которые проявлял Бестужев, только 4 июня 1835 г он получил
унтер-офицерский чин, а 3 мая 1836 г. был "за отличие в сражениях"
произведен в прапорщики.
Попытки его выйти в отставку не увенчались успехом и 7 июня 1837 г. он
был убит в бою у мыса Адлер. Он вызвался в передовую десантную цепь. Командовал
операцией друг Пушкина генерал В. Д. Вальховский. Попытка его удержать
Бестужева была безуспешной. Перед боем Бестужев думал о смерти, первый раз он
написал завещание, которое кончалось словами: "Прошу благословения у
матери, целую родных, всем добрым людям привет русского". [Неокончено.
Судя по всему должно быть: "русского человека" - прим. А. Усова].
Бестужеву было разрешено выступать в печати, но "без указания
имени сочинителя". С 1830 г. в журналах начали появляться повести,
подписанные "А. М." и "Александр Марлинский". В литературу
вошел писатель, сразу ставший популярным.
В 1832 г. в типографии Н. И. Греча вышли первые пять частей
"Русских повестей и рассказов" Бестужева (без имени и без
псевдонима), но публика узнала любимца, весь тираж (огромный по тому времени -
2400 экз.) разошелся в несколько дней. "Все были перед ним на
коленях", - вспоминал В. Г. Белинский. Знатоки словесности помнили, что
псевдонимом "Марлинский" подписывал некоторые из своих статей
начинающий критик Александр Бестужев.
Когда весть о гибели Бестужева дошла до столицы, читатели долго не
хотели поверить в смерть своего любимца. О судьбе Марлинского ходили самые
фантастические слухи. Рассказывали, что он ушел к горцам. Одни видели его в
папахе абрека на белом коне, другие - как он "с отборными наездниками
бросался рубить наше каре", третьи уверяли, что Марлинский живет в
Лезгистане, женился и часто "в тайне от наших пленных выкупает их на
свободу", а позднее пошел слух, что Шамиль - это и есть Марлинский.
Бестужев-прозаик начал с обращения к историческим темам. Его интересы
концентрируются главным образом вокруг двух тематических центров - новгородской
вольницы ("Роман и Ольга", 1823) и прибалтийского (или ливонского)
рыцарства ("Замок Нейгаузен", 1824; "Ревельский турнир",
1824, "Кровь за кровь", 1825 и др.). Обе темы были тесно связаны с
основными идеями декабристской литературы. Общей и характерной для всех
декабристов была идеализация вечевого строя древнего Новгорода.
В своих "рыцарских" повестях Бестужев отбирает из ливонских
хроник те исторические события и факты, которые объясняют современное состояние
России. В эти же годы делаются попытки создания повестей на материале, взятом
из светской жизни. Так, повесть "Вечер на бивуаке" многими сюжетными
деталями напоминает "Горе от ума" и, так же как "Роман в семи
письмах" (1824), рассматривает конфликт незаурядного героя со светским
обществом.
В годы службы на Кавказе Бестужев обращается к сюжетам, окрашенным
кавказской экзотикой ("Аммалат-Бек", 1832; "Мулла Нур",
1836) и связанным с современной армейской и светской жизнью
("Испытание", 1830; "Вечер на Кавказских водах в 1824
году", 1830; "Страшное гаданье", 1830 и др.).
Характерное для декабризма увлечение национальной самобытностью
отчетливо проявляется в бестужевской фантастике. В своих фантастических
повестях он использует фольклорные фабулы, народную сказку, крестьянские
поверья. В его повестях реальные картины переплетаются с фантастическими,
которые, в конечном счете, получают реальное объяснение.
В страшном мертвеце узнают его брата, похожего на него "волос в
волос, голос в голос" ("Кровь за кровь"), а встречи с колдунами,
оборотнями, кладбищенские ужасы оборачиваются сном уставшего офицера
("Страшное гаданье"). Привидение в польском замке, куда случайно
забрел кирасирский поручик, оказывается переодетой женой охотника, специально
пришедшей в заброшенный замок, чтобы спасти русского офицера от преследования
польских панов ("Вечер на Кавказских водах в 1824 году").
Фантастические ситуации, через которые проводит своих героев Бестужев, служат
для них часто нравственным испытанием. Рассказами о "людях и
страстях" назвал исследователь романтические повести Бестужева.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/