Бернет - постоянный псевдоним поэта Алексея Кирилловича Жуковского
(1810-1861).
Представитель романтизма послепушкинского периода.
Бернет родился в Пензе и начальное образование получал в саратовской
гимназии, но, не окончив курса, бросил еЕ и поступил в конную артиллерию.
Благодаря армии Бернету удалось сделать неплохую карьеру: в рядах конной
артиллерии он участвовал в турецкой кампании 1828-29 годов, затем в усмирении
польского восстания в 1831 году, а в 1836 году вышел в отставку и поступил на
гражданскую службу в департамент государственного казначейства министерства
финансов. К концу жизни сумел дослужиться до должности вице-директора
департамента государственного казначейства.
Писать стихи Бернет начал рано, но в печати выступил лишь в 1837 году,
зато сразу в нескольких столичных журналах - "Современник",
"Библиотека для чтения" и других. Дебют Бернета был очень удачным -
публика возбужденно говорила о новой звезде литературного Петербурга, критики
наперебой восхищались его талантом. Осип Сенковский поспешил произвести Бернета
в гении, а Белинский назвал поэзию Бернета "благоухающим ароматным цветом
прекрасной внутренней жизни".
Благодаря своей популярности уже к концу 1830-х годов Бернет становится
постоянным автором в "Библиотеке для чтения" Сенковского. Но слава
поэта прожила недолго - спустя всего несколько лет, Бернета, писавшего в том же
стиле и не баловавшего читателей разнообразием, ругали все подряд. Особенно
злорадствовали критики враждебного романтизму писательского лагеря - войдя в
круг Сенковского, Бернет стал нелюбим здесь не менее самого Сенковского.
Теперь уже Белинский называл его не иначе как "поэтом ... без
дарования", "во многих стихотворениях которого иногда проблескивали
яркие искорки поэзии; но ни одно из них ... не представляло собою ничего целого
к законченного". В статье о "Герое нашего времени" Лермонтова,
Белинский особенно резко прошелся по Бернету, говоря, что развитие таланта Бернета
шло сверху вниз и "последние его стихотворения последовательно слабее
первых, так что теперь уже перестают говорить и о первых". Публика также
была очень недовольна поэтом - все наперебой говорили о "бледном
романтизме, облеченном в красивые, но холодные стихи, с правильными, но
утомительными незвучными рифмами", которыми "страдала" поэзия
Бернета; "излишнем многословии" его стихов, в котором "подчас
расплываются действительно поэтические образы".
Лирика Бернета, в большинстве своем посвященная интимным и отвлеченно-философским
романтическим и фантастическим темам, была построена на сюжетах христианского
средневековья или немецкой жизни, и, наверное по этой причине, быстро перестала
пользоваться популярностью у читателей.
Конец литературной карьеры Бернета был незавидным: постепенно он
спустился из толстых журналов в альманахи и тоненькие журнальчики все чаще
избегая подписываться своим, столь нашумевшим в былые времена, псевдонимом. К
концу 1850-х гг., напечатав еще две повести в "Отечественных
записках", Бернет навсегда оставил литературную деятельность.