Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Бедные люди
в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
В статье
"Забитые люди" Н. А. Добролюбов писал: "В произведениях Ф. М.
Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что
он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец,
даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельным человеком
самим по себе".
Роман Ф. М.
Достоевского "Преступление и наказание" — это книга о жизни
обездоленных, это боль писателя за поруганную честь "маленького"
человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий
"маленьких" людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, на
бульваре. Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных.
Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток
на их переживания и поступки.
Вот женщина,
которая бросается в канал.... А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя
девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у Раскольникова. Он знает,
чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа.
"Бедная девочка!.. Очнется, поплачет, потом мать узнает... Сначала
прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит... А не сгонит,
так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка туда да
сюда... Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут
очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там... а там опять
больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три — калека,
итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с..." И
гневом дышат его слова, когда он с возмущением говорит, что существующая жизнь
оправдывает подобное сознательное унижение человека: "Это, говорят, так и
следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год..." В этот
процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.
Типичный приют
столичной бедноты — жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты, нищеты
обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов
назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи.
Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире — это потрясающая исповедь
погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств". Это
вопль о помощи. Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий
службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого
падения. "Нас обкрадывал да в кабак носил", — говорит Катерина Ивановна.
Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием
обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. "Милостивый
государь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина.
Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый
государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство
врожденных чувств, в нищете же — никогда и никто".
Мармеладов —
человек, которому "некуда идти". Отчаянием человека-одиночки звучит
его жалоба: "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь
можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть
куда-нибудь да пойти!" Мармеладов все дальше катится вниз, но и в падении
он сохранил лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, по
словам Д. И. Писарева, "ему не изменила естественная деликатность и
чуткость глубоко нежного характера". Последнее душевное движение
Мармеладова — это мольба к Катерине Ивановне и Соне о прощении.
Да,
действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих
детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись
вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена,
"плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца
с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на
Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Тут невольно вспоминаются
слова Мармеладова: "Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше
идти"? Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до
чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства.
Сам Достоевский
говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее
можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть
запугать и подчинить себе ее волю нельзя было". Вот это стремление
почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить
шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами
"гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", "не удостоила
ответом", "громко заметила через стол". Рядом с чувством
самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта.
Она старается оправдать своего мужа, говоря: "Вообразите, Родион
Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про
детей помнит". Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить
ее от обвинений Лужина, говорит: "Соня! Соня! Я не верю!" В поисках
справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после
смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.
Так
Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения,
якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна
отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве
бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и
перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна
решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена
смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, ("уездили
клячу", "надорвалась"), перекликаются с образом замученной,
забитой до смерти клячи, которая когда-то приснилась Раскольникову.
Образ
надорвавшейся лошади у Ф. Достоевского, стихотворение Н. Некрасова об
избиваемой кляче, сказка М. Салтыкова-Щедрина "Коняга" — это
обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановны
запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу
протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы. Трагизм
существования отверженных воплощен и в образе Сони Мармеладовой.
Достоевский
любил контрастно оттенять трагическое, ставя его рядом с пошлым, будничным,
смешным. Так появляется первый раз Соня в кричащем костюме продажной женщины у
постели отца. Этот нелепый костюм заставляет почувствовать трагичность судьбы
его обладательницы. А судьба Сони трагична. Ей также некуда идти в этом мире,
ибо, по словам Мармеладова, "много ли может бедная, но честная девица
честным трудом заработать". Сама жизнь отвечает на этот вопрос
отрицательно. Вот и идет Соня торговать собой, чтобы спасти семью от голода,
так как выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д. И. Писарев писал:
"Может быть, Софья Семеновна так же сумела бы броситься в Неву, но,
бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной 30
целковых, в которых заключался весь смысл и все оправдание ее безнравственного
поступка".
Положение
тупика, когда даже исход самоубийства невозможен для бедного человека, толкает
людей на моральные преступления против самих себя, ставит перед выбором:
нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже преступно по отношению
к близким. Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, и дети умерли бы с
голоду. Образ Сони превращается в обобщающий образ вечных жертв. Поэтому
Раскольников восклицает: "Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка". Образ
Сони является проводником взглядов на жизнь самого автора. Все в ее образе
говорит о величии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, о
стремлении к самоуничижению, к смирению. Горькая участь и душевная сила Сони
запечатлены во внешнем облике: "...в комнату, робко озираясь, вошла одна
девушка... Это была Софья Семеновна Мармеладова... Теперь это была скромно и
даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с
скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным
лицом..."
Характерными
деталями Ф. Достоевский подчеркивает униженное положение Сони в этом мире:
"Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам",
"Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дам
и вдруг потупилась". Это робкое забитое существо становится моральным
наставником, ибо его устами говорит Ф. Достоевский. Главное в характере Сони —
это смирение, всепрощающая христианская любовь к людям, религиозность. Вечное
смирение, вера в Бога придают ей силы, помогают жить. Поэтому именно она
заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл
жизни в страдании. Раскольников спрашивает у нее, что делать ему теперь. Соня
отвечает: "Пойди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись,
поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на
все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Чтобы показать
моральную силу Сони, Достоевский пишет, что и на каторге, куда пошла она за
Раскольниковым, каторжане полюбили ее. Под ее влиянием излечивается от душевной
травмы и Раскольников. Образ Сони был единственным светом Ф. М. Достоевского в
общем мраке безнадежности. Сонечка Мармеладова — это олицетворение любви к
людям. Она сохранила чистоту души в той грязи, в которую толкнула ее жизнь.
Образ Сони — это обобщенный образ страдания человеческого.
Но этот образ
заключает в себе и огромное реалистическое содержание. Судьба Сони как жертвы
мерзостей, уродств собственнического строя, при котором женщина становится
предметом купли-продажи, приобретает широкое обобщающее значение. Подобная
судьба уготована и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойти дорогой Сони.
Единственно реальный путь для девушки без средств — это путь продажи себя,
только лицу определенному, в данном случае Лужину. Очень подробно,
психологически верно изображая "бедных людей", Ф. М. Достоевский
проводит основную идею романа: так дальше так жить нельзя.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/