Романы “Отцы и
дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время.
“Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году.
Эта эпоха
подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века, после
поражения в Крымской войне и николаевских репрессий, были для России кризисными
и, можно сказать, почти революционными. Об этих годах В. И. Ленин писал:
“Оживление демократического движения в Европе... требование политических реформ
всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России “Колокола”,
могучая проповедь Чернышевского, студенческие беспорядки — при таких условиях
самый осторожный и трезвый политик должен был признать революционный взрыв
вполне возможным и крестьянское восстание — опасностью весьма серьезной”.
Эта эпоха не
могла не найти отражения в литературе того времени, поэтому и появились такие
произведения, как “Отцы и дети” и “Что делать?”. Образы главных героев были
продиктованы самой жизнью и воплощали в себе мировоззрение разночинской
интеллигенции. В этих произведениях можно найти много общего, но также и
множество различного, в связи с тем что И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский
придерживались разных политических взглядов. Тургенев был либеральным
дворянином, а Чернышевский — революционером-демократом. Но, несмотря на это, мы
можем заметить, что многие высказывания Базарова сходны с мыслями героев
Чернышевского. Базаров, как и Рахметов, проповедует принцип полезности. Базаров
говорит: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным”, а Чернышевский
утверждал: “Только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное
добро”. Теперь попытаемся установить, что объединяет Чернышевского и Тургенева.
Прежде всего, главные герои романов “Отцы и дети” и “Что делать?” — это “новые
люди”, которые резко отличаются от персонажей, ранее известных в литературе.
Люди, которые живут на средства, заработанные своим трудом: “...из этой школы
труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым”; Лопухов и Кирсанов
“...привыкли пробивать себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки”.
Базарова с
героями Чернышевского объединяет и то, что все они знают жизнь, действительные
отношения людей. Так же как “новые люди”, Базаров признает влияние общества на
судьбу человека: “Исправьте общество, и болезни не будет”.
Базаров и герои
Чернышевского были людьми просвещенными, образованными. 60-е годы в России
характеризовались подъемом естественных наук, и не случайно то, что главные
герои обоих романов — врачи. Их взгляды сходны со взглядами русских
естествоиспытателей Сеченова, Байки-на и др. Политические взгляды Базарова в
чем-то схожи с политическими взглядами “новых людей”. Они отрицают старые
принципы либеральных дворян, критикуют их аристократизм и барство.
Но Базаров
стремится только “расчистить место” для овой жизни. Он не ставит перед собой
вопроса: какова же будет эта новая жизнь и что нужно делать для ее достижения?
“Новые люди” же, напротив, объединены общим стремлением сделать так, чтобы
народ был свободен и счастлив. Базаров, как и “новые люди”, считал себя
“частицей” народа. Он с гордостью подчеркивал свою связь с народом: “Мой дед
землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне
— он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”. Но
Базаров не верил в силы народа. В отличие от него, “новые люди” верят в силы
народа и считают, что его “надо только разбудить, вдохновить, вооружить
значением великой цели”. И мы видим, что это не только красивые слова. “Новые
люди” делают все возможное, чтобы просветить, духовно обогатить, помочь найти
работу, облегчить жизнь народа. Базаров не верит в свою нужность: “Я нужен
России... Нет, видимо, не нужен. Да и кто нужен?” “Новые люди” никогда не
высказали бы подобных пессимистических мыслей. Они верили в свою нужность
народу и в то, что их идеи обязательно воплотятся в будущей жизни. Также разлие
и в том, что Базаров нигилист и отрицает все: искусство, вечность природы,
любовь. А “новые люди” — это люди высоких идеалов, стремлений, они не только
прагматики, но и романтики. И в заключение можно сказать о главном, на мой
взгляд, отличии героев Чернышевского от Базарова. Базаров был одинок в своих
мыслях, стремлениях, хотя ему многие и пытались подражать, а “новые люди” были
уже не “разочарованными одиночками”. Они поддерживали друг друга, были как бы
небольшим коллективом единомышленников. “Новые люди” сочетают личную пользу с
общественным интересом, и это позволяет создать в их среде чистую, светлую
нравственную атмосферу, в которой свободнее дышать и легче жить”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/