Сказки
Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются
фольклорные и русская сатирическая литературная традиции. В его сказках
правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие,
либерализм и господствующий класс, явно подчеркивает тупость, лень,
неспособность правящей верхушки мыслить и работать.
В сказках
Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том,
как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать,
проявляет смекалку, никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не
является тем героем, который должен быть примером. А почему? Потому что он
всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он
безразличен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под
постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить
свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский
мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак
серебра".
В сказках
Салтыкова-Щедрина в образах зверей изображены человеческие пороки. Например, в
"Премудром пескаре" столетний пескарь, проживший свою жизнь в
одиночестве, никому не доверявший, боявшийся всех и вся, так и не решился хотя
бы раз совершить какой-либо стоящий поступок, °н, больной и умирающий, без
друзей и родных, бессмысленно проживший жизнь, исчезает неизвестно куда. А жил
ли вообще когда-нибудь этот пескарь? Никто с ним не общался, не видел его,
советы "премудрого" никому не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и
прожить сто лет, зарывшись в собственной норе, никому не интересно. Пусть жизнь
протечет бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах щуки, зная, что о
тебе кто-нибудь вздохнет или заплачет.
В сказке
"Медведь на воеводстве" Салтыков-Щедрин придерживается традиционных
амплуа: Медведь-воевода у него — майор, Осел — советник, Кукушка — гадалка,
Попугаи — скоморохи, Сорока-воровка — ключница, Дятел — ученый-летописец,
Соловей — певец и т. д. Его звери полностью ассоциируются с
"профессией", заложенной природой и человеческим восприятием. Сатирик
смеется над пороками общества, которые устраивают это же общество, над окружающей
действительностью, которая реальна и совершенно не вызывает смеха.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/