С 1819 зачислен рядовым в один из петербургских полков. В 1820-25
служил в полку, стоявшем в Финляндии. В 1826 вышел в отставку. Начал печататься
в 1819. Вначале Баратынский писал элегии и послания ("Разуверение"
("Не искушай меня без нужды...", 1821, положенное на музыку М. И. Глинкой)
и др.), отличавшиеся стремлением к психологическому раскрытию чувств в их
сложности и внутренней динамике.
В 1826 вышла стихотворная "финляндская повесть" Баратынского
"Эда". Проявлением дружбы с А. С. Пушкиным и близости их литературных
позиций явилась книга "Две повести в стихах" (1828), в которую вошли
поэма Пушкина "Граф Нулин" и поэма Б. "Бал".
После разгрома декабристов для его стихов характерны пессимистические
мотивы одиночества, скорби, неполноценности человеческой природы, тщеты бытия,
грядущей гибели человечества, обречЕнности искусства. В последних стихах
Баратынского, написанных во время поездки в Италию, зазвучали утверждающие ноты
("Пироскаф", 1844).
Поэзии Баратынского присущи философичность, глубина мысли. В. Г.
Белинский считал, что "из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным,
первое место бесспорно принадлежит г. Баратынскому" (Полн. собр. соч., т.
6, 1955, с. 479). Последние годы жизни Баратынский провЕл в подмосковном имении
Мураново (позднее принадлежавшем Тютчевым). В 1919 в нЕм создан
литературно-мемориальный музей, посвященный Баратынскому и Ф. И. Тютчеву.
Баратынский практически неизвестен как автор сочинений в прозе.
Действительно, его прозаическое наследие невелико. Повесть "Перстень"
- это единственный в творчестве Баратынского образец произведений этого жанра.
Между тем интерес писателя к прозе был длительным и постоянным. Еще в 1824 г.
появляется его сатирическая аллегория "История кокетства". К началу
следующего десятилетия относятся литературно- полемические выступления поэта, в
письмах конца 1820-х - начала 1840-х годов содержатся сведения о работе
Баратынского над прозаическим романом, не завершенным и не дошедшим до нас.
В наибольшей же степени, как это показывает и переписка, и лирика
писателя, прозаические замыслы, а также теоретические проблемы развития русской
прозы занимали Баратынского на рубеже второго и третьего десятилетий прошлого
века.
По его мнению, современность требовала создания некоего
"эклектического" романа, который объединил бы традицию объективного
изображения мира с традицией субъективного изображения душевной жизни человека:
"Нужно соединить оба рода в одном. Написать роман эклектический, где бы
человек выражался и тем, и другим образом (...). Сблизив явления, мы представим
их в новом порядке, в новом свете" (письмо к И. В. Киреевскому от июля
1831 г.).
В русле этих идей и может быть рассмотрена повесть
"Перстень", с воплощенной в ней попыткой объединить чудесное и
обыденное, картины быта и раскрытие внутреннего мира героев, авторскую тенденцию
и истину характеров и положений.
В научной литературе не раз высказывалась мысль о том, что в процессе
создания беллетристического опыта Баратынского роль импульса сыграло знакомство
автора с "Повестями Белкина", произошедшее в начале декабря 1830 г. Как
и у Пушкина, в повести Баратынского необыкновенные характеры и ситуации
погружаются в течение повседневности. Как и у Пушкина, активную
смыслообразующую роль играет литературный фон произведения. Подобно тому, как
это происходит в "Метели" или "Барышне- крестьянке", герой
"Перстня" воспринимает свою жизнь сквозь призму традиционных
литературных ситуаций, и этот взгляд приходит в соприкосновение с
реальностью...
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://russia.rin.ru/