В
историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей
первого символистского поколения - так называемого "старшего
символизма".
Облик
лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в
иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалистических дерзаний, жажда
всего коснуться, все испытать - постоянные приметы поэтического мышления
Бальмонта. Его лирический герой не устает любоваться своей
"многогранностью", стремится приобщиться к культурам всех времен и
народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря: Я
хочу быть первым в мире, на земле и на воде, Я хочу цветов багряных, мною
созданных везде.
("Как
испанец", из сб. "Горящие здания")
Лирическому
сознанию Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия - неустанная
погоня за "мигами красоты". В высшей степени поэту была свойственна
способность смешивать разнородные впечатления. Образы его поэзии, как
правило" мимолетны и неустойчивы. Поэта всегда привлекал не предмет
изображения, а острота ощущений и многоцветье впечатлений, вызванных в его
сознании той или иной гранью реальности. Бальмонт умел поэтически возвысить непостоянство,
своеобразную ветреность настроений и вкусов, дробность своего мироощущения.
Основой
лирики он считал "магию слов", под которой понимал прежде всего
музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Следствие такой
позиции - неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной
строфы. В стихотворении как бы нет смыслового центра или эмоциональной
кульминации; на первый взгляд случайное соединение отдельных фрагментов создает
впечатление сиюминутной импровизации. Фиксация прихотливых нюансов настроения
составляет часто предмет лирического высказывания Бальмонта.
Внимание
к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало
импрессионистскую поэтику Бальмонта. Поэт внес серьезный вклад в техническое
совершенствование русского стиха. Он умело, хотя и излишне часто использовал
аллитерации, ассонансы и разнообразные типы словесных повторов. Стихотворения
Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом слов, сколько звуковой
"ворожбой". Ради нужных ему звуков поэт готов был пожертвовать
ясностью смысла, синтаксическим разнообразием и даже лексической сочетаемостью
слов (как, например, в строчке "чуждый чарам черный челн"). Поэт
часто использовал однородные эпитеты, вообще тяготел к многократному повторению
грамматически или синтаксически однотипных конструкций, что порой придавало его
стихам монотонность.
Ранний
литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность
обусловили заметное, хотя и кратковременное влияние, которое его поэзия оказала
на многих поэтов серебряного века.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru