Автор-повествователь - герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Автор-повествователь - герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Автор-повествователь
- герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
В повести
“Капитанская дочка” А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: сам он
выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев. Также от лица
вымышленного автора написаны, например, “Повести Белкина” и “История села
Горюхина”. А. С. Пушкин создает вполне определенный образ повествователя —
поместного дворянина. Детство его проходит в деревне, растет он недорослем,
затем отец отправляет его на военную службу, и через какое-то время он
возвращается в родовое поместье и решает заняться сочинительством. Примерно так
же выглядит история рассказчика “Капитанской дочки”; линия “автор — повествователь
— герой” здесь прослеживается довольно четко.
Пушкин как
будто строит лесенку во времени: сам он смотрит из середины XIX века на
повествователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости. Таким образом,
до читателя доходит многомерная историческая картинка, сложная, как сама жизнь.
А. С. Пушкина,
безусловно, очень волновала тема восстаний в России, как крестьянских бунтов,
так и таких, как события декабря 1825 года, в которых принимали участие его
близкие друзья. Раздумья над этим обратили мысль автора к драматическим
событиям истории, и он пишет очерк “История Пугачева”. Но как художник, А. С.
Пушкин не смог полностью выразить себя в историческом труде, и у него возник
замысел художественного произведения о пугачевском восстании. Герои “Капитанской
дочки”, со своими обычными человеческими судьбами, оказываются в самом центре
исторических событий. Мы читаем о далеком даже для А. С. Пушкина XVIII веке, но
благодаря тому, что повествование ведется от первого лица, все описанное близко
и понятно нам. Мы не смотрим со стороны, а вместе с молодым Гриневым участвуем
в событиях его жизни. Предводитель крестьянского бунта, кровавый, не знающий
жалости злодей предстает перед нами живым человеком, с достоинствами и
недостатками, — благодаря Гриневу.
Юный Петруша
Гринев — герой “Капитанской дочки”, он еще не умеет оценивать события,
непосредственным участником которых становится. Он просто живет и чувствует и
поступает так, как велит ему совесть. Обезоруживающая честность не раз спасает
ему жизнь. Эта же честность — залог особого доверия читателя ко всему, о чем
рассказывает Гринев.
Мы не можем
сопоставлять Л. Гринева с А. Пушкиным ни по уму (вспомним его рассказ о жизни в
родительском доме до армии), ни по душевным качествам (богатство и
многогранность духовного мира поэта не вызывают сомнений, чего не скажешь о
Гриневе), но в понятии чести и долга их мнения совпадают. Дворянин, не
считающий для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону восставших,
— это мог быть и Пушкин. Не случайно подлость проявляется в каждом слове и
поступке дворянина-предателя Швабрина: и в его отношении к Маше, и на дуэли, и
после ареста.
А. С. Пушкин
под Нидом издателя пишет, что единственное дополнение его к рукописи Гринева —
это эпиграфы. Таким образом, только в эпиграфах автор напрямую выражает свою
позицию. Первый и главный из них — “Береги честь смолоду”. Проблема чести —
одна из главных в “Капитанской дочке”. Положительные герои те, кто “берег честь
смолоду”: Гринев, Маша, семья Мироновых и т. д. К ним же в некоторой степени
можно отнести и Пугачева. По крайней мере, в отношении Гринева он поступил
честно.
Повествователь
в “Капитанской дочке” — это тот же Гринев, но уже в старости. Он смотрит на
себя со стороны, посмеивается над ошибками молодости, над своей неопытностью,
но он и гордится тем, что не потерял своего дворянского достоинства, основные
жизненные принципы его сформировались уже тогда и остались неизменны. В отличие
от молодого Петруши, все мысли которого были заняты любимой девушкой,
Гринев-повествователь дает оценку и историческим событиям. Это именно он
говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те,
которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего
народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка — полушка, да и своя
шейка — копейка...”
Итак, в самом
центре решающих событий истории находится средний, гораздо более заурядный
человек, чем сам Пушкин, тем не менее им же выбранный. Рассказ искреннего и
открытого Гринева рисует объективную картину происходящего, не подает поводов
для подозрений в каком-либо “умничаньи” (кстати, любимое его слово). Язык
Гринева-повествователя прост и доступен, без затей. Пушкин-поэт мог
использовать описание бурана как аллегорию крестьянского восстания: “Ну, барин,
— закричал ямщик, — беда: буран!” Гринев же просто описывает метель, благодаря
которой он познакомился с Пугачевым.
“Капитанская
дочка” — повесть не просто о народном восстании, а об общечеловеческих
проблемах. Нигде в повести мы не встретим описания угнетенного народа,
наоборот, например, Савельич бескорыстно любит своих хозяев и предан им. И все
же “Капитанская дочка” — глубоко народное произведение, даже общенародное,
примиряющее все сословия. Почти все эпиграфы к главам взяты из народных песен.
Их слова становятся выражением чувств героя-дворянина. Пушкин говорит нам, что
жизнь сложнее любых схем, что
для объединения
людей недостаточно их принадлежности к одному сословию. Гриневу намного более
симпатичен Пугачев, чем Швабрин — такой же, как он, офицер. Каждый герой
повести — не просто представитель своего сословия, но самостоятельная личность:
и Савельич, и Пугачев, и императрица. Пугачев — представитель народа, но он не
смешивается с толпами людей, идущих за ним, он вождь и понимает, что одинок и рано
или поздно его предадут. Обсуждая калмыцкую сказку об орле и вороне, Пугачев и
Гринев высказывают свою жизненную позицию. Пугачев не может жить иначе, для
него бунт — смысл жизни, для Гринева же — “жить убийствами и разбоем значит
клевать мертвечину”. Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не
менее остаются доброжелательны друг к другу.
В повести
относительно мало описаний кровопролития, всем и так хорошо известна жестокость
крестьянской войны. Но там, где такие сцены есть, в них изображены страдания
обеих сторон — это и башкирец с изуродованным лицом, и смерть четы Мироновых.
Снова А. С. Пушкин разрушает любые схемы и главным измерением сюжета делает
такое человеческое качество, как сострадательность, обычная доброта. Вспомним,
как впервые в повести появляются Пугачев и императрица — словно два полюса.
Герои встречаются с ними как с обыкновенными людьми, и лишь затем выясняется,
что оба они наделены властью. Милосердие же проявляют лишь к тем, кому лично
симпатизируют. Избирательно.
В “Капитанской
дочке” много сказочного. Здесь отразилась мечта поэта о возможности устройства
такого мира, где все зиждется на добрых и мудрых человеческих отношениях; герой
и повествователь помогают внушить именно эту мысль читателю.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/