Происходит из старинного дворянского рода. Родился в Петербурге,
образование получил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 году. Еще в
девятилетнем возрасте начал писать стихи. Начальство училища и товарищи очень
гордились юным поэтом и всячески поддерживали в нем стремление писать. Два
детских стихотворения Апухтина - "Эпаминонд" (на смерть адмирала
Корнилова) и "Подражание арабскому" - были напечатаны еще в годы
учения. В 1859 Апухтин представил свои стихи в редакцию
"Современника". Некрасов приветливо встретил молодого автора,
поставив его стихотворения в ряд "лучших произведений русских
писателей" того времени.
Но литературе не суждено было стать профессиональной деятельностью
Алексея Апухтина. С 1862 он отходит от литературной и общественной жизни. По
окончании Училища правоведения Апухтин поступает на службу сначала в
Министерство юстиции, а затем в Министерство внутренних дел. Служба была ему
необходима как источник существования.
Лишь в 1884, более чем через 20 лет после первых выступлений в
"Современнике", Апухтин решается вернуться к литературной карьере.
Его стихи появляются в журналах "Вестник Европы", "Русская
мысль", "Северный вестник", а в 1886 году он издает сборник
своих стихотворений, который выдерживает три прижизненных и семь посмертных
изданий.
Имя Апухтина, забытое за 20 лет его молчания, вновь приобретает
известность. Сборник, вышедший большим для того времени тиражом - 3000
экземпляров, - быстро расходится.
Большая часть творчества Апухтина проникнута чувством глубокого
разочарования в жизни и в людях, за что его поэзия вскоре начинает подвергаться
критике со стороны критиков-разночинцев. Ругая Апухтина, они объявляют его
"поэтом упаднического толка". Но произведения Апухтина не были
упадническими - поэт не любовался несчастиями людей, его поэзия не была
отдалена от жизни. Во многих своих стихотворениях Апухтин открыто поднимал
вопрос о искаженности, лживости человеческих отношений.
Поэзия Апухтина полна сочувствия к людям, сожаления об их бесцельной
безрадостной жизни. Политических тем в своих произведениях Апухтин практически
не касался - ему, воспитанному в традиционной дворянской обстановке сначала
семьи, а затем дворянского закрытого учебного заведения, были чужды
экстремистские политико-эстетические взгляды разночинцев - Чернышевского,
Михайлова и других - о чем он открыто заявил в своем стихотворении
"Современным витиям", напечатанном в журнале "Время" (1862,
т. 2), и в неопубликованной при жизни поэта сатире "Дилетант".
Не пойдя по пути разночинцев, Апухтин не ушел и в сторону романтизма, а
выбрал себе философский путь "чистого искусства", сторонниками
которого были Сенковский и Булгарин, и даже написал своего рода поэтическую
декларацию "К поэзии" (1881), в которой открыто полемизировал с
Некрасовым по вопросу отношения поэзии к жизни.
Проза Апухтина известна гораздо меньше его поэзии. При жизни писателя
ни одна из его повестей не была опубликована, и впервые читатели познакомились
с ними только после смерти автора. Однако по мастерству изложения,
оригинальности формы, остроумию и тонким наблюдениям, прозаические произведения
Апухтина заслуживают внимания. Лучшими из прозаических произведений автора
являются повести "Архив графини Д." (1890) и "Дневник Павлика
Дольского" (1891), и фантастическая повесть "Между смертью и
жизнью" (1892), посвященная теме загробного существования. Повествование в
повести ведется от лица умершего (что вообще было свойственно прозе Апухтина,
для которой характерной была линия интимного повествования, в виде письма,
дневника или монолога), который наблюдает реакцию на его смерть среди родных,
знакомых, слуг, слышит притворные соболезнования и шаблонные фразы, и
возрождается в виде новорожденного младенца. Повесть стала очень необычным
явлением для русской литературы того времени - в ней ярко заметно влияние
буддийской религиозной традиции, идеи о переселении душ и вечности духовного
существования. В этом повесть в чем-то схожа с рассказом Л. Н. Толстого
"Смерть Ивана Ильича" (1886) и романом Джека Лондона
"Смирительная рубашка" (1915).
Работой над прозой закончилась деятельность писателя. После написания
повести "Между смертью и жизнью" в 1892 году, он быстро стал угасать,
и уже 17 августа 1893 года Апухтина не стало.
При жизни Апухтин особенно не заботился о сохранности своих
произведений, не придавая большого значения написанному. В результате
оставленное нам литературное наследие писателя охватывает не более 4-х повестей
и 200 стихотворений и поэм. Многие из позднейших его стихотворений до нас не
дошли.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/