Обломову
противопоставлен в романе Андрей Штольц. Первоначально он мыслился Гончаровым
как положительный герой, достойный антипод Обломову. Автор мечтал, что со
временем много "Штольцев явится под русскими именами". Он пытался
соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с
русской мечтательностью и мягкостью, с философическими раздумьями о высоком
предназначении человека. Отец у Штольца - деловитый бюргер, а мать – русская
дворянка. Но синтеза немецкой практичности и русской душевной широты у
Гончарова не получилось. Положительные качества, идущие от матери, в Штольце
только декларированы: в плоть художественного образа они так и не вошли. В
Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая
логическому контролю даже самые интимные чувства и с недоверием относящаяся к
поэзии свободных чувств и страстей. В отличие от Обломова, Штольц - энергичный,
деятельный человек. Но каково же содержание его деятельности? Какие идеалы
вдохновляют Штольца на упорный, постоянный труд? По мере развития романа
читатель убеждается, что никаких широких идеалов у героя нет, что практика его
направлена на личное преуспеяние и мещанский комфорт.
В конфликте
Обломова со Штольцем за социальными и нравственными проблемами просвечивает еще
и другой, историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает в романе
вызов современной цивилизации с ее идеей исторического прогресса. "И сама
история,- говорит он,- только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот-де
настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает,
гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни. Вот настали они -
тут бы хоть сама история отдохнула: нет, опять появились тучи, опять здание
рухнуло, опять работать, гомозиться... Не остановятся ясные дни, бегут - и все
течет жизнь, все течет, все ломка да ломка".
Обломов готов
выйти из суетного круга истории. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились
наконец и успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали
заниматься техническими играми, оставили большие города и вернулись к
деревенскому миру, к простой, непритязательной жизни, слитой с ритмами
окружающей природы. Здесь герой Гончарова в чем-то предвосхищает мысли позднего
Л. Н. Толстого, отрицавшего технический прогресс, звавшего людей к опрощению и
к отказу от излишеств цивилизации.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/