Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной...»
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной...»
Анализ
стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной...»
Только во мне
шевельнутся проклятья —
И бесполезно
замрут!..
Н. А. Некрасов
Николай
Алексеевич Некрасов — большой и разноплановый поэт. В своем творчестве он сумел
отразить все оттенки русской жизни, выделил ее «темные стороны» во всей их
драматичности и незаурядности. Некрасов не только «заземлил поэзию любви, но и
поэтизировал ее прозу». Сколько светлого и доброго Николай Алексеевич сказал о
так называемой падшей женщине, предупреждая во многом картины и образы
Достоевского.
Очень тонко это
сделано в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...», после которого Н. Г.
Чернышевский заявил, что Россия приобретает великого поэта. Тургенев, прохладно
относившийся к демократической поэзии Некрасова, по поводу этого стихотворения
писал В. Г. Белинскому: «...его стихотворение меня совершенно с ума свело,
денно и нощно твержу я удивительное произведение и уже наизусть выучил». В этом
произведении органично слились голос героя и автора, они плавно перетекают от
одного к другому, составляя необыкновенную ткань повествования.
Этот
художественный прием, хорошо известный в народной лирической песне, естественно
вошел и в поэзию Некрасова. Вначале явственно звучит голос поэта-рассказчика,
ощущается его искренняя боль за человека и льется грустная повесть о «судьбе
героини». Вдруг предо мной промелькнет твоя тень! Сердце сожмется мучительной
думой. С детства судьба невзлюбила тебя: Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя: Муж тебе выпал недобрый на долю: С бешеным
нравом, с тяжелой рукой; Не покорилась — ушла ты на волю, Да не на радость
сошлась и со мной. Изящно, почти неуловимо рассказ переходит к герою, хотя сердечному
человеку, но безвольному, не умеющему да и не желающему видеть реальный мир со
всеми его трудностями и печалями.
Ему «удобно»
быть «слепым и глухим» даже к горю рядом живущего человека. И лишь позднее
раскаяние как-то примиряет читателя с непритязательным героем. Я задремал. Ты
ушла молчаливо, Принарядившись, как будто к венцу, И через час принесла
торопливо Гробик ребенку и ужин отцу... Как это удобно, делать вид, что ничего
не понимаешь, не догадываешься об источниках «благодеяний», вдруг свалившихся с
неба. Поэт никого открыто не осуждает, но читатель чувствует подспудно его
иронию над героем. Это безмолвный суд, ц оттого он еще зримее встает перед
читателем.
Случай нас
выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила
печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и
озлоблен я был...
Не потому ли
позднее прозрение и раскаяние героя шевельнулись все же в душе, не позволив
осудить ту, которую он уже ранее предал.
Где ты теперь?
С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила
борьба?
Или пошла ты
дорогой обычной,
И роковая
свершится судьба?
Кто ж защитит
тебя? Все без изъятья
Именем страшным
тебя назовут,
Только во мне
шевельнутся проклятья —
И бесполезно
замрут!
Небольшое по
объему стихотворение вместило трагизм целой судьбы, даже не одной. Такая
концентрация событий «нужна» поэту, чтобы показать истинных виновников
«падения» героини: общественную несправедливость, злую судьбу и бездействие
рядом живущего, казалось, взявшего на себя ответственность за любимую женщину,
но так и не сумевшего дать ей покоя и счастья.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/