Анализ сна о Миколке (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
Анализ сна о Миколке (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
Анализ сна о
Миколке (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
Сны, как
известно, имеют огромное влияние на душевное и психическое состояние человека.
Во сне происходят вещи, которые могли бы произойти с человеком в его реальной
жизни, но обязательно есть какая-то деталь, противоречащая здравому смыслу.
Один из типов сна - это болезненные сны, они отличаются "яркостью и
чрезвычайным сходством с действительностью", именно поэтому сны, увиденные
в болезненном состоянии, "производят сильное впечатление на расстроенный и
уже возбуждённый организм человека".
На протяжении
романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видит после
встречи с пьяной девочкой на К-ом бульваре. Этот сон относится как раз к
болезненным снам. Действие происходит в далёком детстве Раскольникова. Жизнь в
его родном городке настолько обычна и сера, что "время серенькое",
даже вечером, в праздничный день. Да и весь сон предстаёт нам в отнюдь не
радостных тонах: "чернеется лесок", "дорога всегда пыльная, и
пыль на ней всегда такая чёрная". Контрастирует с грустным тоном лишь
зелёный купол церкви, а единственным радостным цветом являются красные и синие
рубашки пьяных мужиков, но радость эта распространяется только на них.
Пространство делится на две противоположные части: кабак и церковь на кладбище.
Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и
грязь его обитателей и многие другие пороки, но самое главное, что веселье
пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме
страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нём -
церковь. Совпадение их местонахождения обозначает, что какой бы ни был человек,
он всё равно начнёт свою жизнь в церкви и закончит её там же на кладбище. Самые
приятные воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем,
"он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без
окладов". Даже могилку своего младшего брата, которого Родион совсем не
помнит, он вспоминает с умилением, ему просто-напросто приятно думать об этой
церквушке. Церковь не зря находится шагах в трёхстах от кабака. Это небольшое
расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую
жизнь и, обратясь к богу, который всё простит, начать новую праведную жизнь. Но
всё-таки кабак - мир пьянства, пороков и пошлости. Отрицательное влияние кабака
на окружающий мир столь сильно, что даже большая телега, куда впрягают ломовых
лошадей, на которых любил смотреть Родя, на этот раз является местом трагедии,
разыгравшейся у него на глазах.
Сон этот -
очень важная часть романа. В нём впервые появляется убийство, убийство не
только задуманное, но и осуществлённое. И после сна в голове у Раскольникова
возникает мысль: "Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор,
стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой тёплой
крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с
топором. Господи, неужели?". Раскольникову будет тяжело совершить это
убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Не зря
местоимение "он" употребляется подряд и к маленькому Роде, и к
Раскольникову-студенту: "ОН обхватывает отца руками... ОН хочет перевести дыхание...
ОН проснулся весь в поту..." несмотря на прошедшие годы, несмотря на
задуманное убийство, несмотря на то, что Родион давно уже не так набожен, как в
детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Также
впервые в этом сне появился образ топора, который потом будет развиваться на
протяжении всего романа. Топор предстал здесь как орудие убийства, надёжное, но
не совсем, конечно, эстетичное, хотя, что может быть эстетичного в убийстве.
Следующий образ - это образ замученной кобылёнки. Дальше в романе мы встретим
его ещё раз, этой кобылёнкой будет Катерина Ивановна Мармеладова: "Уездили
клячу! Надорвалась!". Она также как и эта савраска будет замучена
пьяницей, в её случае это будет Семён Захарыч Мармеладов, разница лишь в том,
что он не основная причина её смерти.
Если смотреть
на композицию романа в целом, то этот сон находится в экспозиции. Он и
выполняет функции экспозиции - знакомит читателя с образами, которые потом
будут встречаться на протяжении романа. Этот сон, скорее всего, самый яркий и
запоминающийся и несёт самую большую смысловую нагрузку во всём произведении