Сборник рефератов

Алишер Навои (1441 - 1501)

Алишер Навои (1441 - 1501)

| |
| Алишер Наваи |
| (1441 - 1501) |
| |
| |
|A. Наваи |
| |
|Великий поэт и мыслитель, государственный деятель (cм.: |
|Philologiae turcicae fundamenta. Vol. 2. Wiesbaden. 1965, Pp. |
|326-357). Полное его имя Низамиддин Мир Алишер. Писал стихи под |
|псевдонимами Наваи (в произведениях на чагатайском языке |
|(староузбекском языке) и Фани (в персидских произведениях). |
|Является самой крупной фигурой узбекской литературы, которая на |
|Западе именутеся как чагатайская литература. Да и во всех |
|литературах тюркских народов нет крупнее него фигуры. Наваи |
|родился в г. Хирате и основную часть своей жизни провел в этом |
|городе. Его родители были в близких отношениях с тимуридами. Сам |
|Наваи с детства дружил с будущим правителем Хорасана |
|(Трансоксания) Хусайн Байкара (1469-1506). С 10-12 лет стал |
|сочинять стихи. По сведениям современника Наваи историка Хандамира|
|(1473-76-1534), известный узбекский поэт Лутфи (1369-1465) в свои |
|пожилые годы встречается с ребенком- Наваи и высоко оценивает его |
|поэтический талант. |
| |
|В течении своей жизни Наваи посещает различные страны |
|мусульманского Востока, встречается с именитыми личностями своей |
|эпохи. Развивает свое поэтическое мастерство. В 1464-65 гг. |
|поклонники творчество Наваи готовят первый его сборник стихов |
|(диван). Данный факт показывает, что к этому времени Наваи уже |
|стал знаменитым как поэт. До 1469 г. – в годы внутренних межусобиц|
|темуридов, Наваи был вынужден жить за далеко от его родного города|
|– Хирата. |
| |
| |
| |
| |
|В 1469 темурид Хусайн Байкара захватывает г. Хират и становится |
|правителем Хорасана. С этого времени начинается новый этап в жизни|
|Наваи. Он активно участвувает в политической жизьни страны. В этом|
|же году правитель Хорасана назначает Наваи на должность хранителя |
|печати государства (мухрдар). В 1472 году вазиром. Он при своей |
|должности оказывает большую помощь культурной и научной |
|интеллигенции страны. Становится хозяйином большого имущества. В |
|1480-годы за свой счет в Хирате и в других регионах страны строит |
|несколько мадраса, 40 рабатов (остановка для путников) 17 |
|масджидов, 10 суфийских приютов (ханаках), 9 баний, 9 мостов... |
|Кроме того, он осуществляет много дел в пользу народу. Но |
|положительная деятельность Наваи в благо народа не нравится |
|окружению правителя из дворца. Они добиваются испортить отношение |
|Наваи и Хусайна Байкара. Последний освобождает Наваи от занимаемой|
|дожности и отправляет в 1487 г. в г. Астрабад в качестве его |
|главы. Здесь он остается в течении двух годов и только после |
|проведения данного срока Х. Байкара разрешает ему вернутся в |
|Хират. И предлагает ему занять должность в правительстве. Но Наваи|
|отказывается. Несмотря на это Х. Байкара дает ему должность |
|приближенного султана-правителя («мукарраби хазрати султани»). По |
|этой должности Наваи имел право участвовать в решении всех |
|государственных дел (см.: Бартольд В.В. Сочинения. Том II(2). |
|Москва, 1964). |
| |
|С этого времени начинается новая эпоха в жизни поэта, он больше |
|занимается творчеством. Основная часть его произведений созданы |
|именно начиная с этого периода до конца его жизни. Наваи жил и |
|творил в последнии годы правления тимуридов (1370-1506). Поэтому в|
|его произведениях силен общественный дух, насущные проблемы эпохи.|
|В 1490-1501 годы Наваи создал самые основные лирические, |
|общественно-философские и научные произведения. Творчество Алишера|
|Наваи и по объему огоромен. Объем шести его поэм составляют около |
|60 000 строк (мисра). В 1483-85 годы Наваи создал произведение |
|«Хамса» («Пятерица»), состоящий из следущих поэм: «Хайрат |
|ал-абрар»(«Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин» («Фархад и |
|Ширин»), «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр»(«Семь планет»), «Садди |
|Искандари» («Стена Искандара»). Они были созданы на основе |
|традиции хамсаписания-создания пятерицы(пять поэм). «Хамса» Наваи |
|является первым произведением в данном жанре созданный на тюркском|
|языке. Он доказывает, что и на тюркском языке можно создать такое |
|объемное произведение (см.: Бертельс Е.Э. Навои и Джами. Москва, |
|1965). И в действительности, Наваи стремится доказать, что и на |
|чагатайском(староузбекском) языке можно создать произведение, |
|которое может стоять на одном уровне с произведением из |
|персидско-таджикской литературы. И он вполне доказывает это через |
|свою пятерицу. Наваи пробует силы почти во всех распространенных |
|жанрах литературы мусульманского Востока и показывает, что он |
|имеет свой голос, стиль. В литературе Востока были созданы более |
|120 поэм на тему «Лайли и Мажнун». Наваи тоже создает поэму на эту|
|тему со своим подходом (про это было написана монография |
|профессора факультета узбекской филологии Ташкентского |
|государственного университета Саиды Назруллаевой (1920-1988): |
|«Назруллаева С. Тема «Лейли и Меджнун» в литературах народов |
|советского Востока. Ташкент, 1983). В поэме описывается любовь |
|между Лайли и Мажнун. Наваи через описания этого стремится |
|выразить и интерпретировать человеческую и суфийскую любовь. |
| |
|Свои суфийские взгляды Наваи выражает еще в поэмах «Фархад и |
|Ширин», «Хайрат ал-абрар». Суфийская тематика в его поэмах |
|поднимается на общефилософский уровень. Одновременно, в данных |
|поэмах в повестку дня ставятся злободневные мирские проблемы через|
|гуманистические взгляды поэта (см.: Эркинов С. Навоий «Фарход ва |
|Ширин»и ва унинг киёсий тахлили. Тошкент, 1971(на узбекском |
|языке). В двух других поэмах из «Хамса» Наваи – «Сабъаи сайяр» и |
|«Садди Искандари» на первое место выходит проблемы связанные с |
|правителем(см.: Каюмов А. Садди Искуандарий. Ташкент, 1980(на |
|узбекском языке). Как известно, Наваи был близок ко двору |
|тимуридов и имел возможность как-то повлиять на правителя и друга |
|Хусайн Байкару. И поэтому в упомянутых поэмах Наваи выразил идеи |
|предусмотренные к Х. Байкаре: непостоянность мира и царского |
|трона; обязанности правителя в отношении к своему народу... В |
|традиции хамсаписания «Хамса» Алишер Наваи отличается своей |
|общественным и политическим характером, оригинальностью (см.: |
|Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока. |
|Москва, 1985, 11). Абд ар-Рахман Джами (1414-1492) прочитав |
|«Хамса» Наваи оценил его очень высоко (см.: Erkinov А. La querelle|
|sur l'ancien et le nouveau dans les formes litteraires |
|traditionnelles. Remarques sur les positions de Jami et de Nava'i.|
|In: Annali del'Istituto Universitario Orientale, vol. 59 (Napoli |
|1999), p.18-37). |
| |
|По своему общественному и художественному значению «Хамса» Наваи |
|имел большое место в Средней Азии. Её много переписывали (Алишер |
|Навоий «Хамса»сининг кулёзмалари каталоги. Составители К. Муниров,|
|М. Хакимов. Тошкент, 1986 (на узб. яз.). В настоящее время мы |
|имеем много списков «Хамса» или отдельных поэм из неё. Только в |
|фондах Институте востоковедения академии наук Республики |
|Узбекистан им. Абу Райхан Бируни хранятся 166 рукописей, |
|переписанных в XV-XX вв., и имеющих все пять или некоторые поэмы |
|из пятерицы. Из них 84 списков имеют все пять поэм. Изучение |
|распространение и количество списков «Хамса» Наваи показывает, что|
|она имела особое место в интеллектуальной жизни Средней Азии (по |
|этому вопросу вел исследование доцент факультета узбекской |
|филологии Национального университета Узбекистана Афтандил Эркинов:|
|Эркинов А.С. Источники интерпретации «Хамса» Алишера Наваи в XV-XX|
|вв. Автореферат докторской диссертации. Ташкент, 1998; Erkinov A. |
|Les manuscrits du Khamsa de Ali Shir Navа’i et la vie culturelle |
|du khanat de Boukhara sous les Mangits. Boukhara-la-Noble. In: |
|Cahiers d’Asie centrale. №5-6. 1998. 169-180; Erkinov A. The |
|perception of works by classical authors in 18th and 19th century |
|Central Asia: The example of the Xamsa of Ali Sir Nawa’i. In: |
|Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the |
|Early 20th Centuries. Vol. 2: Inter-Regional and Inter-Ethnic |
|Relations. Ed. by A. v. Kuеgelgen, M. Kemper, A. Frank. |
|Islamkundliche untersuchungen. Band. 216. Berlin.1998. 513-526). |
| |
|А в поэме Наваи «Лисан ал-тайр» («Язык птиц»)(1499) были выражены |
|квинтэсенция его общественно-философских взглядов, суфийские |
|воззрения (см.: Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. |
|Москва, 1965). |
| |
|В течении всей жизни Наваи создал огромное количество лирических |
|произведений. Он в 1498 году окончил составление сборника всех его|
|стихов, и создал четыре дивана-сборника под названием «Хазаин |
|ал-маони» («Сокровищница мыслей»). Все стихи из данного сборника |
|имеют объем более 50 000 строк. При этом Наваи написал стихи в 16 |
|жанрах из существуюших 21 жанров литературы мусульманского |
|Востока. Наваи собрал свои стихи, написанные на персидском языке, |
|под названием «Дивани Фани». Он хотел соревноватся и с персидскими|
|поэтами. Если посчитать только количество стихов написанных в |
|жанре газал из вышеупомянутых сборников, то их объем составляет |
|3150 единиц. Можно утверждать, что Наваи имеет центральное место, |
|хотя бы, количеством созданных им стихов. Кроме того, Наваи собрал|
|свои касиды на персидском языке и созда два сборника: «Ситтаи |
|зарурия» («Шесть необходимостей») ва «Фусули арбаа» («Четыре |
|сезона года»). |
| |
|Алишер Наваи через свою поэзию возвел узбекскую (чагатайскую) |
|литературу в новый высокий ранг. Его лирика по общирности тематики|
|и разнообразию жанров намного превосходит узбекскую литературу до |
|него. Он и в лирике, как в поэмах, выразил актуальные мирские и |
|духовные, суфийские вопросы (про это см. труды профессора |
|Национального университета Узбекистана Батирхан Акрамова: Акрамов |
|Б. Фасохат мулкининг сохибкирони. Тошкент, 1991(на узб. яз.). |
| |
|После приобретения независимости Узбекистана (1991) произведения |
|Наваи стали более общирна изучатся с точки зрении ислама и суфизма|
|(см.: Комилов Н. Тасаввуф. Тошкент, 1996(на узб. яз.). Впервые |
|были опубликованы религиозные произведения Наваи: «Арбаин» («Сорок|
|четверостиший»), «Мунаджат» («Мольба к Богу»). Был опубликован |
|более польный текст суфийского прозаического произведения «Насаим |
|ал-мухаббат» («Дуновения любви»), где даются сведения о 750 |
|суфийских шейхах. |
| |
|Наваи создал и научные произведения. К их числу можно отнести |
|произведения о сопоставлении персидских и тюркских языков |
|«Мухакамат ал-лугатайн» («Спор двух языков»)(1499); по |
|литературоведению «Маджалис ал-нафаис» («Собрание утонченных») |
|(см.: Хайитметов А. Алишер Навоийнинг адабий-танкидий карашлари. |
|Тошкент, 1959(на узб. яз.), по теории аруза «Мезан ал-авзан» |
|(«Весы размеров»), по теории жанра муамма (шарада) «Муфрадат». |
|Кроме этого, он создал трактаты на историческую тематику «Тарихи |
|мулуки Аджам» («История иранских царей»), «Тарихи анбия ва хукама»|
|(«История пророков и мудрецов»). Собрал свои художественные письма|
|в сборник «Муншаат». Его мемуаристика: жизнеописание Абд |
|Ар-Рахмана Джами - «Хамсат ал-мутахаййирин» («Пятерица смятенных»)|
|(1494), «Халати Саййид Хасан Ардашер» («Жизнеописание Саййид Хасан|
|Ардашера»), «Халати Пахлаван Мухаммад» («Жизнеописание Пахлаван |
|Мухаммада»). Самым последним произведением Наваи является «Махбуб |
|ал-кулуб»(1500). В нем выражены его самые последние, наивысшие |
|взгляды на общество и политику. |
| |
|Как видно наследие Наваи по тематике и по жанру разнообразен. Его |
|произведения с ХV и по сей день служат к развитию узбекской |
|литературы. Веками его произведения являлись объектом подражания и|
|воодушивления. |
| |
|Этого можно наблюдать и в сотнях рукописях Наваи, переписанных в |
|течении более 500 лет. Например, только в фонде №3 Института |
|востоковедения АН Руз хранятся 254 рукописных списков 24 |
|произведений Наваи (Хакимов М. Навоий асарлари кулёзмаларининг |
|тавсифи. Тошкент, 1983 (на узб. яз.). В течении 1879-1917 годов |
|произведения Наваи были напечатаны в 22 названиях в 18 литографиях|
|Средней Азии более 70 раз (Алишер Навоий асарларининг тошбосма |
|нашрлари тавсифи (каталог). Сост. Б. Касимханов. Тошкент, 1988 (на|
|узб.яз.). Данные показатели являются одним из самыми высокими для |
|поэта из тюркской литературной среды. Только один перечень |
|переписчиков произведения Наваи может составлять брошюру (см.: |
|Хакимов М. Навоий асарларини кучирган хаттотлар. Тошкент, 1991 (на|
|узб. яз.). В 20 веке было опубликован 15 томов произведений Наваи |
|на узбекском языке (Алишер Навоий. Асарлар. Тома 1-15, Тошкент, |
|1963-1968), на русском языке было издано 10 томов его произведений|
|(Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. Ташкент, 1968-1970).|
|С 1987 года началось издание его полного собрания сочинений в 20 |
|томах (Алишер Навоий. Мукаммал асарлар туплами(в 20 томах), 1-18 |
|томлар, Тошкент, 1987-2002). |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Источники: |
|Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. –Т.: 1968-1970. |
| |
| |
|Научная литература: |
|В. В. Бартольд. Мир Али Шир и политическая жизнь, Сб. «Мир Али |
|Шир», Л., 1928; |
|А. Ю. Якубовский. Черты общественной жизни эпох Алишера Навои. Сб.|
|«Алишер Навои», М.-Л., 1946; |
|А. А. Семёнов. Гератская художественная рукопись эпохи Навои и её |
|творцы, Сб. «Алишер Навои», М.-Л., 1946; |
|Е. Э. Бертельс. Навои, Избранные труды, «Навои и Джами», М., |
|Изд-во «Наука», 1965. |
|Э. Р. Рустамов. Страници из биографии Алишера Навои, Краткие |
|сообщеная ИНА, вып. 63, ИВЛ, 1963; |
|А.К. Боровков.Алишер Навои как основоположник узбекского |
|литературного языка. В сб.: Алишер Навои. – М.,Л.: 1946; |
|А.Саади. Творчество Алишера Навои как высший этап узбекской |
|классической литературы. – Т.: 1945-48; |
|Erkinov А. La querelle sur l'ancien et le nouveau dans les formes |
|litteraires traditionnelles. Remarques sur les positions de Jami |
|et de Nava'i. In: Annali del'Istituto Universitario Orientale, |
|vol. 59 (Napoli 1999), p.18-37). |
|Erkinov A. Les manuscrits du Khamsa de Ali Shir Navа’i et la vie |
|culturelle du khanat de Boukhara sous les Mangits. |
|Boukhara-la-Noble. In: Cahiers d’Asie centrale. №5-6. 1998. |
|169-180; |
|Erkinov A. The perception of works by classical authors in 18th |
|and 19th century Central Asia: The example of the Xamsa of Ali Sir|
|Nawa’i. In: Muslim Culture in Russia and Central Asia from the |
|18th to the Early 20th Centuries. Vol. 2: Inter-Regional and |
|Inter-Ethnic Relations. Ed. by A. v. Kuеgelgen, M. Kemper, A. |
|Frank. Islamkundliche untersuchungen. Band. 216. Berlin.1998. |
|513-526). |




© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ