Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский
государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Абакан, 1999
Ф.М.
Достоевский - явление всемирной литературы - открыл новый этап ее истории и во
многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что
Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в
истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно
присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И
не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального
преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории
мировой литературы.
Произведения
Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и
творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт,
каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и
сознания. Ведь если любое, даже "малое" сегодняшнее событие или слово
воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это
событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным
предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала
соотношение понятий "индивид" и "нация", а Достоевский
поставил перед русской литературой реальности - "личность" и
"народ".
Исключительная
острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием,
которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни
нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении.
Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и
отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.
Художественный
мир Достоевского - это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные
обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло,
активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь
сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только
противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории
человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда - острый интеллектуализм
романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни.
Произведения
писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и
родственны лучшим образцам литературы XX века.
Достоевский
необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще
больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.
Одной
из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа,
общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком
внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором
он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены - и во взаимоотношениях
людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного
целого, и в каждом человеке отдельно.
Эти
вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений
Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни.
Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о
создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о
воспитании полноценного, здорового духовно человека.
Творчество
Достоевского уходит корнями в русскую культуру прошлого до самых отдаленных
веков. И в то же время оно связано со всей современной ему культурой,
философией, литературой и искусством. Глубокий всемирно-исторический смысл
обрели в его понимании вечно живые "Божественная комедия" Данте,
образ Дон Кихота, Алексей-человек божий или Мария Египетская, так же, как
Клеопатра или Наполеон оказывались для него символами судеб и переживаний человека
его эпохи с их муками и исканиями. И так же он смотрел на Книгу Иова или на
Евангелие, в которых видел отражение волнений человека и духовных исканий не
только прошлого, но и своей эпохи. Даже в маленьком стихотворении Фета он
стремился раскрыть выражение тоски человечества по идеалу. В свою очередь,
изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до
высот трагедии.
Стоявший
перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с
его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость,
приобрел громадное значение сегодня. Достоевский побуждал думать величайших
писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.
Н.А.
Добролюбов в статье "Забитые люди" сформулировал направления
напряженной мыслительной деятельности Достоевского:
Высокая
степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и
одновременно признают себя бессильными.
К
ним можно добавить: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы
современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в
самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как
способу художественного предвидения будущего развития человечества.
Все
это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и
масштабным для нас сегодня.
Список литературы
Ф.М.
Достоевский и мировая литература. Беседа в редакции. Журнал "Иностранная
литература", 1981; N 1. с. 179-214.
Русская
классическая литература. Разборы и анализы. М. 1969 с. 281-306.
Кирпотин
В.Я. Мир Достоевского. М., 1980, с. 12-22.
Селезнев
Ю.В. В мире Достоевского. М., 1980.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russofile.ru