К
1910 году между символистами обозначился явный раскол. Поводом его стал доклад
одного из "младших" символистов Вяч. Иванова "Заветы
символизма", в котором признанный теоретик символизма выдвигал на первый
план как главную задачу символистского движения его теургическое воздействие,
"жизнестроительство", "преображение жизни". Вяч. Иванова
поддержали А. Блок, а затем и А. Белый. В. Брюсов же звал теургов быть творцами
поэзии к не более того, что символизм "хотел быть и всегда был только
искусством". В десятых годах ряды символистов покидает молодежь, образуя
объединение акмеистов, противопоставивших себя символистской школе. Но, вернее
будет сказать, что символизм как течение в русской литературе исчез с приходом
революционного 1917 года. Историческое значение русского символизма велико.
Символисты четко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения
социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. Все их творчество
несет в себе романтический порыв к миропорядку в царстве свободы и единения
людей. Это были люди высочайшей культуры - поэты и прозаики и одновременно
философы, мыслители. Эрудиты, люди обширных знаний Брюсов, Бальмонт, Анненский,
Сологуб, Белый, Блок освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы
стиха, его словарь, ритмику, эстетические, краски. Они научили нас видеть,
понимать, чувствовать поэзию как особую идейно-художественную ипостась
литературы. И даже лидер акмеистов Н. Гумилев при всем неприятии эстетической
платформы символистов в целом называл В. Брюсова своим учителем.
В
1912 году сборником "Гиперборей" заявило о себе новое литературное
течение, назвавшее себя акмеизмом (от греческого акмэ, что означает высшую
степень чего-либо, пору расцвета). Акмеизм возникает в период, когда
символистская школа была на излете, возникает на платформе отрицания отдельных
программных положений символизма и, в частности, его мистических устремлений.
Однако своим рождением акмеизм обязан прежде всего символизму, и Н. Гумилев
справедливо именует своих собратьев "наследниками достойного отца".
"Собратьями" Н. Гумилева стали поэты С. Городецкий, А. Ахматова, О.
Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут, которые и объединились в группу "Цех
поэтов" В 1911-1914 годах у них, кроме журнала "Аполлон",
издававшегося С. Маковским, были свои печатные органы - журнал
"Гиперборей" и различные альманахи. Организаторами группы и
теоретиками нового течения были Николай Гумилев и Сергей Городецкий.
Противопоставляя
себя символизму, акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего
мира, ею красок и форм. С. Городецкий писал: "После всех
"неприятий" мир бесповоротно принят акмеизмом, по всей совокупности
красот и безобразий... Если это борьба с символизмом, а не занятие покинутой
крепости, это есть, прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный,
имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю"18. Итак, одна из первых
заповедей акмеистов - поклонение Земле, Солнцу, Природе. Из нее следует вторая,
близкая к ней: утверждение первобытного начала в человеке, прославление его
противостояния природе. М. Зенкевич писал: "Современный человек
почувствовал себя зверем, Адамом, который огляделся тем же ясным, зорким оком,
принял все, что увидел, и пропел жизни и миру аллилуйя"19.
Каждый
из акмеистов считал своим долгом прославить первочеловека - Адама - и славили -
Н. Гумилев увидел в нем то начало, которое бросает вызов даже богам:
В суровой доле будь упрям,
Будь хмурым, бледным и согбенным,
И не скорби по тем плодам,
Неискушенным и презренным...20
Адам
встречается в поэзии Гумилева то в образе экзотического конквистадора,
покорителя морей ("Путешествие в Китай"), то в образе белого
завоевателя, сверхчеловека, "паладина Зеленого храма",
"королевского пса, флибустьера", что идет "дерзостным
путем", "отряхивая ударами трости клочья пены с высоких
ботфорт". С. Городецкий в своем стихотворении "Адам" поручает
первочеловеку "просторный и многозвучный мир", он должен "живой
земле пропеть хвалы". В самом начале пути некоторые представители нового
течения даже предлагали назвать его - адамизмом.
Третья
заповедь акмеистов также соотносится с первыми двумя: утверждение крайнего
индивидуализма связано с образом человека, который оторван от родины, это тот,
"кто дерзает, кто ищет, кому опостылели страны отцов. У С. Городецкого
подобный герой является в образе примитивного дикаря:
Я молод, волен, сыт и весел
В степях иду, степям пою21.
У
М. Зенкевича это - космический образ "слепого и гордого духа". Как и
символисты, акмеисты не избежали влияния модных философских учений и одно из
них - экзистенциализм - о бесперспективности революционной борьбы и
нравственного усовершенствования человека. Н. Гумилев писал: "Бунтовать же
во имя иных условий бытия, где есть смерть, так же странно, как узнику ломать
стену, когда перед ним - открытая дверь"22. А его сильный и мужественный
герой жалуется: "Мне суждено одну тоску нести...".
Постепенно
формировался свой поэтический стиль. Стихи акмеисток отличались сжатостью,
спрессованностью слова, строгим равновесием плотной, литой строфы, любовным
обращением с эпитетом, зримой конкретностью и пластикой в лучших своих
проявлениях. Причем каждый из поэтов "Цеха" нес при этом в большую
поэзию сугубо свое индивидуальное начало. Трагичность мироощущения Гумилева
сочеталось с его любовью к Земле, свободное чувство проверялось литературной
дисциплиной, преданностью искусству, ставилось поэтом превыше всего.
Слава
Анны Ахматовой опиралась в первые годы прежде всего на ее любовную лирику, за
что ее называли "русской Сапфо". О любви, о грусти, о печали первые
ее сборники - "Вечер" (1912) и "Четки" (1914). Однако с
годами ее поэтический голос крепнет, мужает, она все больше понимает, что
"мы живем торжественно и трудно", что "где-то есть простая жизнь
и свет", явственнее становится гражданственная нота ее стихов. Редкостная
красота поэтического голоса, звучание, присущее только ахматовской строке и
строфе, их пластика, лапидарность, их глубокая человечность и доверительность
выдвигают поэтессу в ряд великих мастеров слова.
Магом
стиха называли Осипа Мандельштама. Он постоянно стремился к тому, чтобы в
русскую поэтическую речь привнести эллинскую языковую стихию. А. Ахматова и О.
Мандельштам составляли в среде акмеистов одну поэтическую пару.
Близким
по поэтической манере были М. Зенкевич и В. Нарбут. Тяжеловатая метрика стиха
подчеркивалась густотой и яркостью красок, строгое следование программе
акмеизма. Оба из провинции - один с Черниговщины, другой из Саратова - они были
почвенниками от современной поэзии, стремились, как и их собратья по перу,
вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от
мистической зашифрованности. По-разному сложились судьбы всех этих поэтов после
Октября, но общим было и осталось одно - их творчество - их творчество яркая и
неповторимая страница в истории русской и мировой литературы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russofile.ru