Творчество А.С.
Пушкина занимает особое место в истории русской литературы и культуры. По
словам Белинского, "писать о Пушкине - значит писать о целой русской
литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин
объясняет последовавших за ним писателей". Непреходящее значение
пушкинского творчества в том, что "Пушкин есть явление чрезвычайное и,
может быть, единственное явление русского духа... В нем русская природа,
русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в
такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности
оптического стекла" (Гоголь).
Лирика. Лирика
Пушкина - его поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись
духовной жизни его эпохи. Война 1812 г. и восстание декабристов, крепостное
право и мечты о "вольности святой", возлюбленные, друзья и враги,
"чудные мгновенья" жизни и "печаль минувших дней" - все это
нашло отражение в пушкинских посланиях, элегиях, стансах, эпиграммах... Но это
многообразие - проявление того внутреннего единства, пафос которого точно
определен известным высказыванием Белинского: "Общий колорит поэзии
Пушкина, и в особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая
душу гуманность". В этом определении весь Пушкин.
Своеобразным
ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой ставятся
вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла. Многие
стихотворения этого цикла трагичны ("Бесы", "Не дай мне бег
сойти с ума"), жизнь представляется поэту как "дар напрасный, дар
случайный". И все »е "самая грусть Пушкина, несмотря на ее глубину,
как-то необыкновенно светла и прозрачна" (Белинский). Это ощущение
возникает потому, что чувство уныния, одиночества, острое восприятие
быстротечности жизни снимается в стихотворениях Пушкина утверждением жизни как
победы солнца бессмертного ума над ложной мудростью ("Вакхическая
песня", 1825), молодости над смертью("Брожу ли я вдоль улиц шумных...,
1829). Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на контрастном
пересечении лейтмотивов света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма.
Так, в стихотворении "Элегия" (" Безумных лет угасшее
веселье,1830) трагическая тональность первой части ("Мой путь уныл, Сулит
мне труд и горе грядущего волнуемое море") сменяется мощным мажорным
аккордом:
Но не хочу, о
други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Это не
заглушает трагического звучания элегии, так как оно - отражение того, что есть
в жизни человека страдания. горести, заботы, троволиснья, "закат
печальный", но все же главным становится то, что составляет высший смысл
существования: чувство прекрасного ("порой опять гармонией упьюсь"),
радость творчества ("над вымыслом слезами обольюсь"), способность
"мыслить и страдать", вера в чудное мгновенье любви.
По такому же
принципу развивается и поэтическая идея стихотворения "Вновь я
посетил..." (1836). В нем интересно сочетаются художественное время и
пространство. Все, что открывается взору поэта, - панорама, которую можно
увидеть. находясь на одном месте и неторопливо всматриваясь в окружающее:
"опальный домик" -"холм лесистый" - озеро - деревни на
берегах - дальше за ними "скривилась мельница"... Все это существует
для поэта в настоящем так же, как существовало и десять лет назад, и может
показаться, что время остановилось. Но эта видимая неподвижность лишь
подчеркивает неотвратимость бега времени, ассоциируясь в восприятии поэта с
минувшим и вызывая чувство грусти;
Уж десять лет
ушло с тех пор - и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему
закону, Переменился я...
Но суть
стихотворения -вечное обновление жизни, символом которого является "младая
роща", разросшаяся около "устарелых корней". Соседство понятий
"старое - молодое" придает стихотворению динамизм: молодые сосны -
"зеленая семья", "кусты теснятся", как дети, жизнь кипит
•гам. "где некогда эссе было пусто, голо". Природа не знает смерти,
бессмертен и человек, продолжающий себя в детях и внуках. Чувство поэта
возвышается над страхом личного исчезновения, он ощущает себя и свою жизнь
частицей бытия, грусть и уныние преодолеваются ощущением гармонии мироздания, и
неслучайно стихотворение заканчивается приветственным обращением к племени
"младому, незнакомому".
Несмотря на трагические
ноты, особенно усиливающиеся в стихотворениях 1830-х годов, лирика Пушкина (да
и все его творчество) "умиряет муки души и целит раны" (Белинский),
она провозглашает торжество истины над превратностями бытия, бессмертие того,
что оставляет человек людям.
Нет, весь я не
умру - душа в заветной лиру Мой прах переживет и тленья убежит
("Памятник")
Философский
оптимизм лирики Пушкина неразрывно связан с поэтическим образом чудного
мгновенья жизни. Само это понятие связывает поэзию Пушкина с романтизмом,
прежде всего с Жуковским. Но если у Жуковского чудное мгновенье - отблеск
идеального ТАМ, то у Пушкина оно - явление самой жизни. "В поэзии Пушкина
есть небо, но им всегда проникнута земля" (Белинский). "Чудное
мгновенье"-то общее, через которое и раскрывается отмеченный выше пафос
творчества поэта.
"Чудное
мгновенье" разными гранями представлено в лирике Пушкина.
Например, в
пейзажной лирике- это острое восприятие поэтичности окружающего человека мира.
Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка, будьто описание
Михайловского в стихотворениях "Деревня" или "Вновь я
посетил...", осени {"19 октября 1825 года", "Осень")
или зимнего утра ("Зимнее утро"). Достаточно вспомнить знакомые каждому
строчки: "Роняет лес багряный свой убор...", "знакомым шумом
шорох их вершин меня приветствовал", "великолепными коврами, блестя
на солнце, снег лежит " Все эти детали важны нс только скоси
живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее "вечной
красоты", соприкосновение с которой Пробуждает чувство радости бытия
("Зимнее утро", 1829) и творческого вдохновения, когда "легко и
радостно играет в сердце кровь", "душа стесняется лирическим
волненьем" ("Осень". 1833).
"Чудным
мгновеньем в лирике Пушкина всегда была любовь. Он передал в своей поэзии все
оттенки этого чувства: робкую надежду ("Ты и вы"), страсть и отчаяние
("Признание"), богомольное благоговение "перед святыней
красоты" ("Красавица") и женственности ("Мадонна"),
светлую печаль воспоминания о любимой женщине ("На холмах Грузии").
Любовь в лирике Пушкина - это способность подняться над мелким и случайным,
пробуждение души, божеством вдохновенье ("Я помню чудное мгновенье",
1825) - и всегда признательность и благодарность той, чувство к которой
заставило сердце биться в упоеньи и пережить чудное мгновенье. Отсюда - высокое
благородство, искренность и чистота любовного переживания в лирике Пушкина,
которое с гениальной простотой и ^глубиной передано в стихотворении "Я Вас
любил..." (1829). Это стихотворение написано так, как, кажется, может
сказать или написать каждый. И в то же время это образец абсолютного
поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом
признании - "я вас любил". Оно повторяется три раза, но каждый раз в
новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического
героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью
ради счастья любимой женщины:
Я вас любил так
искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
С "чудным
мгновеньем" связана и тема "дружества", проходящая через всю
лирику Пушкина. Пожалуй, ни один русский поэт не уделял так много внимания этой
стороне человеческих отношений, как Пушкин: это и цикл стихотворений,
посвященных лицею и лицейскому братству, который начинается "Воспоминанием
в Царском Селе" (1814) и завершается перекликающимся с ним стихотворением
"Была пора, наш праздник молодой..." (1836); и многочисленные
послания к друзьям, и органичность темы не только для лирики, но и для всего
творчества Пушкина.; Понятие "дружество" имеет более широкий смысл,
чем "дружба", и используется Пушкиным в нескольких значениях. Это
"верный круг" лицейских друзей, прекрасный союз, который, "как
душа, неразделим и вечен" ("19 октября 1825 года"), и Пушкин
свято хранил память о друзьях своей юности, "лучом лицейских ясных
дней" ("И.И. Пущину") была озарена его жизнь.
"Дружество" - это и союз единомышленников ("К Чаадаеву"), и
поэтическое братство: поэты - "жрецы единых муз, единый пламень их волнует"
("К Языкову"). Для него Дельвиг - "парнасский брат"
("Дельвигу"), "мой брат по крови, по душе" ("К
Языкову"). КюхельбсКер - "мой брат родной по музе. по судьбам"
("19 октября 1825 года"). И, наконец, "дружество" - это та
сила, которая способна поддержать человока в самых трудных жизненных
испытаниях, не случайно со словами "любви и дружества" он обращается
к друзьям- декабристам ("Во глубине сибирских руд", 1627), к своему
первому бесценному другу Пущину ("И.И. Пущину").
"Чудное
мгновенье" становится, таким образом, у Пушкина выражением высшей духовности
и той "внутренней красоты человека", о которой писал Белинский^
Именно через призму духовности и человечности оценивает Пушкин все явления
современной ему жизни. Например, "Деревня" (1819) -протест против
"барства дикого" и "рабства тощего", но в основе этого
протеста - просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла -
нарушение. естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе
"и труд, и собственность, и время" другого; в стихотворении
"Анчар" (1828) смысловым центром является строчка "Но человека
человек послал к анчару властным взглядом", и ужо на этой основе возникает
противопоставление "раб - владыка") переходящее в отождествление.
власти с символическим образом Анкара -дерева Смерти. В стихотворении "К
Чаадаеву" (1819) гражданский пафос- призыв отчизны освятить"души
прекрасные порывы" тоже приобретает характер глубокого человеческого
переживания, так как ожидание "минуты вольности святой" сравнивается
с тем чувством, с каким ждет "любовник молодой минуты верного свиданья".
Таким образом, светлое, гуманное чувство, "поэтический, художественный
артистический стих" (Белинский) определяются особенности лирики Пушкина,
которые объединяют ее в единое целое. Эти особенности емко определены самим
Пушкиным в стихотворении "Памятник" (1836): И долго буду тем любезен
я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век
восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/