Мещанство и
пошлость связаны, паразитируя на человеке, они «взаимно обогащаются», принимая
различные виды и формы. О многоликости этих людских пороков писал А. П. Чехов,
борясь с ними своими произведениями.
В рассказе
«Палата № 6» выведен врач Андрей Ефимыч Ра-гин — неглупый и неплохой человек,
но писатель раскрывает душу этого безразличного ко всему человека, остывшего к
своему делу, разрешающего творить несправедливости и беззакония вокруг себя. А
ведь когда-то он реально смотрел на вещи. Увидя больницу, «Андрей Ефимыч пришел
к заключению, что это учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для
здоровья жителей. По его мнению, самое умное, что можно было сделать, это —
выпустить больных на волю, а больницу закрыть». Но, поразмышляв, молодой доктор
решил, что «если нечистоту прогнать с одного места, то она перейдет на другое;
надо ждать, когда она сама выветрится».
Приняв
больницу, Рагин выполнил лишь формальные меры к ее улучшению, не изменив ничего
в корне. Может быть, он «умный и честный, но нет у него достаточного характера»
завести все как положено. Вначале доктор усердно боролся с болезнями, но, так
как их «нельзя было искоренить», Андрей Ефимыч опустил руки и стал ходить в
больницу не каждый день». Он ушел от активной деятельности в «умственную
работу», много читал, размышлял, но это была чисто теоретическая работа. Она
никому не приносила пользы, а лишь отвлекала Рагина от неприятной и нелюбимой
должности — главного врача больницы.
Он выработал
довольно странную для доктора философию, основанную на религии. В ответ на
жалобы больных отвечал: — Болеем, нужду терпим оттого, что господину
милосердному плохо молимся. Да! Со временем Рагин сам оказался пациентом своей
больницы, но долго не выдержал и умер. Читая рассказ, приходишь к выводу, что
любое дело, которое выполняется без души, формально, может обратиться против
самого человека, как вышло с Рагиным. Он лишь в палате для умалишенных, куда
его поместили насильно, начал рассуждать здраво и справедливо: «Никуда, никуда
нельзя. Слабы мы, дорогой... Был я равнодушен, бодро и здорово рассуждал, а
стоило только жизни грубо прикоснуться ко мне, как я пал духом... прострация...
Слабы мы, дрянные мы...»
Рагин хотел
отгородиться от неинтересного и грубого мира, а, в сущности, он создал довольно
пошлую и мещанскую «философию». Его не касались беды других людей, он не
замечал беззакония, творящегося вокруг него, но над другими людьми. А только
реальная жизнь затронула самого Андрея Ефимыча, как он «закричал» от боли и
самоуправства невежд. Этот рассказ Чехова навевает страшные мысли, что
несправедливость неистребима. Она лишь может касаться тебя или не затрагивать.
Но нельзя прожить жизнь, порхая лишь по ее приятным сторонам. С такой
«философией» непременно окажешься в положении доктора Рагина, не обязательно в
сумасшедшем доме, нет, но жизнь окончится крахом. Ибо, посеявший ветер, пожнет
бурю. Об этом не следует забывать. Чехов талантливо и ярко доказал это в своем произведении
«Палата № 6».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/