Творчество А.
Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его
А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских
литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные
темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для
того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в
творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и
поэтики данного течения.
Символизм как
направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века.
Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое
вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из
проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым
индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных
ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и
мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в
мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ,
наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством
художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне
он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он
принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности,
неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких
красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное
настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная
организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза
различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в
поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового,
музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова: В гармонии тени
мелькнуло безумие, Померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краски
сгустились угрюмее, Сливаясь в напев темно-синий.
связаны с
воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было
влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений
Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе
или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в
биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом
мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и
отрешенность от мира.
В наибольшей
степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом
автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена
на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней
преобразуются в следующие строки: Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять
волшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола.
Невесту,
любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной
Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она —
идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов
— ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать —
значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы
остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он
явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность,
Владычица Вселенной: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне
не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.
Лирический
герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только
одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым
общественным интересам: Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что
человеческие слезы, Когда румянится закат! Пейзажи стихов Блока полны
отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое
соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего: Я встал и трижды
поднял руки.
Ко мне по
воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь.
Когда позднее в
поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения
по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором
условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика”
поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих,
желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в
творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов.
Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во
времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
Россия в поэзии
Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать: .Дремлю — и
за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.
Воплощением
революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме
“Двенадцать”: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем… Глубоко символичен
в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос
идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва,
или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение
страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
Музыкальность —
одно из свойств лирики Блока.
Он добивается
ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические,
звуковые, лексические) повторы: Ни любви, ни тоски, ни обиды.
Все померкло,
прошло, отошло... Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.
В кругу
символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические
убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри
случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником
искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию.
Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не
только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое
творческое кредо: О, я хочу безумно жить: Все сугцее — увековечить, Безличное —
врчеловечить, Несбывшееся — воплотить!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/