Поэтика – это раздел теории литературы, изучающий структуру
литературных произведений и систему эстетических средств, в них
используемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы
построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла в
зависимости от жанра, литературного вида и рода. Описательная поэтика
выявляет особенности конкретных произведений конкретных авторов или целых
периодов и направлений.
Историческая поэтика изучает развитие литературно-художественных
средств (фигуры, рифмы) и категорий (художественное время, пространство,
ритм). В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы; в узком – с
исследованием поэтической языковой или художественной речи. Термином
«поэтика» обозначают также систему художественных средств, характерных для
поэта, направления, нации, эпохи (например: «Поэтика русского реализма»).
Итак: «Шепот. Робкое дыханье…»
Тема этого стихотворения любовная. Об этом говорят такие строчки: «…И
лобзанья...».
Главная мысль выражается в следующем: Герои он и она. Они не имеют ни
имен, ни возраста. Читатель просто чувствует их присутствие в
стихотворении.
Стихотворение начинается с появления самих героев: «…Шепот, робкое
дыханье…».
И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на
свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все-
таки юны.
Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» и еще один герой –
соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: «…Трели
соловья…», - дополняя прекрасную картину любви, царящей «во вселенной».
Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не
просто географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого
стихотворения. У поэта он олицетворен.
Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется («…колыхание…»). И
вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует
метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…».
Композиционно стихотворение делится на три части. И начало второй
части: «…Свет ночной, ночные тени…», - это уже середина ночи. То есть
вторая часть передает не только глубину ночи, но и глубину чувств героев.
Ночь прекрасна, ничто не мешает влюбленным.
Чувства героев развиваются от «шепота» и «робкого дыханья» к «ряду
волшебных изменений милого лица». Поэт не описывает событий, а единственной
строчкой смог раскрыть всю гамму чувств, переживаемых героями.
Третья часть – утро: «…И заря, заря!…»
Но какое оно у Фета! Читатель переносит свой взгляд на небо. Перед нами
«дымные тучки». Эпитет «дымные» подчеркивает их легкость, невесомость,
чистоту, и это не случайно, ведь в стихотворении речь идет о любви. Автор
использует цветную символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед
нами возникает картина зари, раннего утра с легкими облаками, окрашенными в
розовато-желтоватый цвет…
Влюбленные даже не заметили, как пришла ночь, для них она пролетела как
одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в конце стихотворения
появляется слово – «…слезы…» - говорящее о том, что наступает миг
расставания.
Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из
однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и
читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Полностью все
стихотворение – это одно большое назывное предложение.
Кстати, назывными являются односоставные предложения, в которых
утверждается наличие предметов или явления: «Шепот, робкое дыханье…»
Назывные предложения в основном очень кратки (лаконичны), но не всегда
(как мы убедились). Называя предметы, указывая место или время, назывные
предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: «..Свет ночной,
ночные тени, тени без конца…».
В назывных предложениях подлежащее может распространяться только
определениями: «…Робкое дыханье…».
Приемы построения стихотворения, используемые поэтом, изобразительно-
выразительные средства направлены на то, чтобы передать главную мысль
произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле.
В следствие всего этого стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое
дыханье, трели соловья…» - это все же прекрасная картина, с
посягательствами на законы поэтики